Библия онлайн. Послание апостола павла к галатам И уже не я живу, но живет во мне Христос

2:1‑10 Перечисляя подробности своего самого значительного путешествия в Иерусалим после своего обращения, Павел дает убедительные доказательства тому, что он проповедует точно такую же благую весть, что и другие 12 Апостолов.

2:1 чрез четырнадцать лет, опять… в Иерусалим Столько времени прошло между его первым посещением Иерусалима (1:18) и тем визитом, о котором Павел здесь упоминает. Возможно, это было посещение Иерусалимского Собора (Деян. 15:1‑22), созванного для решения вопроса о спасении язычников. Под словом «опять» может подразумеваться не только следующее посещение, но и «еще раз», независимо от того, сколько посещений было между ними. И Павел действительно посещал Иерусалим в течение тех 14 лет, чтобы помочь голодающим среди верующих той церкви (Деян. 11:27‑30; 12:24, 25), но он не говорит здесь о том посещении, так как оно имело отношения к его апостольству. Варнавою См. пояснение к Деян. 4:36. Он был первым союзником Павла, ручавшимся за него перед Апостолами в Иерусалиме (Деян. 9:27) и сопровождавшим его во время первого миссионерского путешествия (Деян. 13:2, 3). Тита Это духовный сын и сотрудник Павла (Тит 1:4, 5). Будучи необрезанным язычником, Тит был живым доказательством действенности служения Павла. См. во Введении к Посланию к Титу: Автор и время написания.

2:2 по откровению Это откровение от Бога было голосом Духа Святого (см. пояснения к Деян. 13:2‑4). Павел имеет в виду, что высшей целью его посещения было исключить любое предположение о том, что он был послан в Иерусалим евреями для исправления своего учения. благовествование См. пояснение к 1:7. особо знаменитейшим Т.е. трем главным начальникам Иерусалимской церкви: Петру, Иакову (брату Господа, 1:19) и Иоанну (ср. ст. 9). Это выражение обычно относилось к властям и занимающим почетное положение. Павел еще дважды говорит о них подобным образом (ст. 6, 9), прибегая к легкой иронии в отношении иудеев, которые утверждали, что они имеют апостольское одобрение своего учения, а Павел - нет. Возможно, они имели обыкновение превозносить этих 3 лидеров в противопоставление Павлу. не напрасно ли я подвизаюсь Павел надеялся, что иерусалимские вожди поддержат его служение среди язычников и твердо восстанут против законников. Он не хотел, чтобы его служение стало напрасным из‑за конфликта с другими Апостолами.

2:3 Еллина См. пояснение к Рим. 1:14. не принуждали обрезаться Ядром законнической системы было Моисеево предписание об обрезании (см. пояснения к Быт. 17:9‑14; Рим. 4:9‑12). Евреи учили, что спасения не может быть без обрезания (Деян. 15:1, 5, 24). Павел и Апостолы отрицали это и на Соборе в Иерусалиме приняли соответствующее постановление (Деян. 15:1‑22). См. пояснения к 5:2‑12; 6:15; Рим. 4:10‑12; 1Кор. 7:19. Как истинный верующий, Тит был живым доказательством того, что Моисеевы предписания не являются предпосылками или необходимыми компонентами спасения. Отказ Апостолов требовать у Тита обрезания стал свидетельством отказа Церкви от иудейской доктрины (ср. Тим., Деян. 16:1‑3).

2:4 лжебратиям Т.е. сторонникам еврейской религии, которые пытались казаться подлинными христианами. Их учение, заявлявшее о приверженности ко Христу, было в оппозиции к традиционному иудаизму, но поскольку оно требовало обрезания и послушания Моисееву закону как предпосылке спасения, то оно было и в оппозиции к христианству. подсмотреть Переведенное так с греческого слово описывает шпионов или предателей, прокрадывающихся во вражеский лагерь. Сторонники иудаизма были скрытыми агентами дьявола, посланными в Церковь для подрыва истинного Евангелия. свободою Христиане свободны от закона как средства спасения, от его внешних обрядов и постановлений как образа жизни и от проклятия за непослушание закону - проклятия, которое Христос понес за всех верующих (3:13). Эта свобода не является вседозволенностью для греха (5:13; Рим. 6:18; 1Пет. 2:16). поработить Здесь подразумевается полное порабощение невыполнимой системе оправдания по делам.

2:5 мы… не уступили Павел и Тит (ст. 3) никогда не сходили с позиций, что спасение дается только по благодати и только через веру. истина благовествования Это истинное Евангелие в противопоставление иному (1:6‑8) и ложному, которое распространяли сторонники еврейской религии (см. пояснение к Рим. 1:1).

2:6 какими бы ни были они Еще одна ссылка на Петра, Иакова и Иоанна (см. пояснение к ст. 2). не взирает на лицо человека Исключительная привилегия Двенадцати не делала их апостольство более представительным, чем Павлово - Христос избрал их всех (ср. Рим. 2:11). Павел никогда не считал свое апостольство в чем‑то низшим (см. 2Кор. 12:11, 12).

2:7 Сторонники еврейской религии утверждали, что Павел проповедует искаженное Евангелие, но Апостолы подтвердили, что он проповедует истинную благую весть. Такое же Евангелие проповедовал и Петр, только другой аудитории. для необрезанных Лучше перевести «необрезанным». Павел благовествовал, главным образом, язычникам (а также иудеям в языческих землях, и, как правило, сперва он шел в синагогу; ср. Деян. 13:5). Петру для обрезанных Служение Петра предназначалось, главным образом, для иудеев.

2:8 Содействовавший Петру… и мне Дух Святой, у Которого только одно Евангелие, уполномочил на служение как Петра, так и Павла.

2:9 о благодати, данной мне Эти столпы Церкви могли сделать единственное заключение: усилиями Павла, за имеющим силу для благовествования и для созидания Церкви, стояла Божья благодать. Иаков и Кифа и Иоанн Этот Иаков был братом Иисуса по плоти (1:19), он занял высокое положение в Иерусалимской Церкви (см. Введение к Посланию Иакова). Кифа (Петр) и Иоанн (брат Апостола Иакова, его мученическая смерть описана в Деян. 12:2) были двумя ближайшими товарищами Христа и стали главными Апостолами в Иерусалимской церкви (см. Деян. 2‑12). столпами Подчеркивается роль Иакова, Петра и Иоанна в учреждении и поддержке Церкви. Варнаве См. пояснения к ст. 1; Деян. 4:36. руку общения На Ближнем Востоке это было торжественной клятвой дружбы и знаком партнерства. Этот акт показал, что Апостолы признали Павла как проповедника истинного Евангелия и их сотрудника в служении. чтобы нам идти к язычникам Эта фраза является очередным подтверждением Божьего призвания Павла на служение и ударом по сторонникам еврейской религии, поскольку Апостолы отправили его продолжать его плодотворное служение для язычников. обрезанным См. пояснение к ст. 7.

2:10 помнили нищих Конкретное напоминание для Павла и растущих рядов христиан из язычников. Сперва число христиан в Иерусалиме резко увеличивалось (ср. Деян. 2:41‑45; 6:1) и многие, пришедшие в город на праздник Пятидесятницы (Деян. 2:1, 5), остались там навсегда. Хотя первые верующие делились своим имением (Деян. 2:45; 4:32‑37), у многих из них было мало денег. Многие годы Иерусалимская церковь находилась в трудном материальном положении. См. пояснения к Деян. 11:29, 30.

2:11‑13 Краткое описание самых тяжелых дней в истории благовестия. Повернувшись от верующих из язычников к общению со сторонниками еврейской религии, которые (и он это знал) стояли на ошибочных позициях, Петр внешне поддержал их учение и уничижил учение Павла, данное тому свыше, в особенности положение о спасении только по благодати и только через веру. См. пояснения к 2Кор. 6:14‑18; 2Ин. 10, 11.

2:11 Антиохию См. пояснение к Деян. 11:19. Т.е. в место нахождения первой церкви из язычников. подвергался нареканию Лучше перевести «находился в осуждении». Петр совершал грех, сообщаясь с людьми, которые - он знал это - не стояли в истине, и причинял вред братьям из язычников, сея среди них смущение.

2:12 некоторых от Иакова Петр, зная о вынесенном Собором в Иерусалиме решении (Деян. 15:17‑29) и находясь некоторое время в Антиохии, ел вместе с язычниками. Когда туда пришли уверовавшие из иудеев, они сделали вид, что посланы Иаковом, и заявляли, что их якобы поддерживают сами Апостолы. Петр уже отказался от всех Моисеевых обрядов (Деян. 10:9‑22), и Иаков иногда выполнял только некоторые из них (Деян. 21:18‑26). стал таиться Переведенное так с греч. выражение означает военный термин для обозначения отступления и может подразумевать, что отход Петра был постепенным и обманчивым. То, что он ел с евреями и отказался от трапезы с язычниками, хотя раннее это делал, означало, что Петр соблюдал те самые ограничения диетического свойства, которые, он знал, Бог отменил (Деян. 10:15). Это наносило удар по благой вести о благодати. опасаясь обрезанных Вот истинная причина такого поведения Петра. Он боялся потерять популярность среди сторонников иудейского законничества в Церкви, которые лицемерно и корыстолюбиво распространяли еретическое учение.

2:13. лицемерили Переведенное так слово в греч. относилось к актеру, который надевал маску, передававшую настроение или некоторый образ. В духовном смысле здесь имеется в виду человек, прячущий свой истинный характер (ср. Мф. 6:1‑6). Они были преданы Евангелию благодати, но делали вид, что принимают иудейское следование закону. прочие Иудеи Т.е. верующие из иудеев в Антиохии

2:14 прямо Букв. идти «прямо» или «выпрямившись». Устраняясь от христиан из язычников, Петр и другие верующие из иудеев не исполняли Слово Божие. истине Евангельской См. пояснение к ст. 5. живешь по‑язычески Ранее Петр регулярно общался и ел с язычниками, являя идеал христианской любви и свободы между иудеем и язычником. язычников принуждаешь жить по‑иудейски Соглашаясь с евреями, он заявлял о правильности их пути.

2:15, 16 Павлов упрек Петру является одним из самых сильных мест Нового Завета об абсолютности и непреложности учения об оправдании благодатью через веру (см. пояснение к Рим. 3:24). Очевидное раскаяние Петра утвердило апостольство Павла и его собственное подчинение истине (ср. 2Пет. 3:15, 16).

2:15 из язычников грешники Это верно, поскольку язычники были грешниками по природе; им не был открыт Божий закон для того, чтобы привести их ко спасению или праведной жизни.

2:16 делами… верою В этом стихе Павел трижды объявляет, что спасение дается только через веру в Христа, а не через закон. Первый раз это говорится в общем смысле: «человек оправдывается не делами»; второй раз в личностном смысле: «мы уверовали… чтобы оправдаться»; третий раз в универсальном смысле: «не оправдается никакая плоть». оправдывается Переведенный так с греч. юридический термин употреблялся судьей, который объявлял обвиняемого невиновным перед законом. Все Писание говорит о Боге, Который объявляет грешника невиновным и всецело праведным перед Ним, перенося на него высшую праведность Христа и возлагая на безгрешного Спасителя наказание за грех человека (см. пояснения к Рим. 3:24; Флп. 3:8, 9). делами закона Соблюдение закона - совершенно неподходящее для спасения средство, потому что корень греховности заключается в испорченности человеческого сердца, а не в его поступках. Закон служил зеркалом для обнаружения греха, а не лекарством от него (см. пояснения к 3:22‑24; Рим. 7:7‑13; 1Тим. 1:8‑11).

2:17 мы… оказались грешниками Если бы еврейское учение было правильным, то Павел, Петр, Варнава и другие верующие из иудеев подпадали под категорию грешников, потому что они общались и ели с язычниками, которые по иудейскоу закону считались нечистыми. служитель греха Если бы евреи были правы, то Христос был бы неправ и учил бы людей греху, потому что Он говорил, что еда не может осквернить человека (Мк. 7:19; ср. Деян. 10:13‑15). Он также сказал, что все принадлежащие Ему есть одно с Ним, и, следовательно, друг с другом (Ин. 17:21‑23). Безукоризненная логика Павла обличила Петра, поскольку своими поступками он как бы показал, что Христос говорит неправду. Эта мысль совершенно безосновательная и вынуждает Павла употребить самое сильное в греч. отрицание, переведенное «Никак!» (ср. 3:21; Рим. 6:1, 2; 7:13).

2:18 что разрушил Т.е. ложную систему спасения через закон (см. пояснение к 1:13), которая упразднилась проповедью, что спасение дается только по благодати и только по вере.

2:19 я умер для закона После того, как смертный приговор над преступником приведен в исполнение, закон больше не довлеет над ним. Так же обстоит дело и с христианином, который умер во Христе (Который полностью оплатил наказание за его грехи) и восстает к новой жизни в Нем - справедливость восстановлена и он полностью свободен от любого дальнейшего наказания. См. пояснения к Рим. 7:1‑6. Я сораспялся Христу См. пояснения к Рим. 6:2‑6. Когда человек доверяет Христу как Спасителю, он духовно участвует в распятии Господа и Его победе над грехом и смертью.

2:20 и уже не я живу, но живет во мне Христос Старое «я» верующего умирает (см. пояснение к Еф. 4:22), сораспявшись со Христом (Рим. 6:3‑5). Новый человек в верующем удостоен той чести, что в нем живет Христос (см. пояснения к Рим. 8:9, 10). предавшего Себя за меня Любовь Христа к верующему проявилась через Его жертвенную смерть на кресте (Ин. 10:17, 18; Рим. 5:6‑8; Еф. 5:25‑30).

2:21 Павел сделал вывод, что Петр, примкнув к евреям и, таким образом, отойдя от Христа, отверг тем самым потребность в Божьей благодати и свел на «нет» смысл Христовой смерти. оправдание См. пояснение к Рим. 1:17. Христос напрасно умер Лучше перевести «смерть Христа была бесполезной». Люди, считающие, что могут заслужить спасение своими собственными усилиями, подрывают основу христианства и делают бессмысленной смерть Христа.

Что она угодна была апостолам.

и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам,

То есть благовествование без обрезания. Зачем же спустя столько лет он предложил им его, когда нужно было в начале это сделать и узнать, хорошо ли он поступает или нет? Ибо неразумно, чтобы тот, который подвизался столько лет, после этого имел нужду в наставлении, если только не вотще он подвизался. Но если бы он приходил с целью получить наставление относительно собственного служения, это действительно было бы неразумно. А так как он видел, что многие соблазняются тем, что Петр допускает обрезание, а он не обрезывает и чрез это подвергается подозрению в нарушении закона, то и пришел в Иерусалим по откровению, по внушению Святого Духа, чтобы убедить соблазняющихся, что нет никакого разногласия в проповеди , а что допускающие обрезание благоразумно делают снисхождение, как проповедующие обрезанным; что же тут неразумного? Ибо для исправления других Святой Дух подвигнул его идти, и он, естественно, повиновался.

«И особо знаменитейшим» . По причине того, что много было соблазняющихся, Павел беседует "особо" , наедине с учениками Петра, чтобы не возникла распря и чтобы предотвратить больший соблазн. Ибо весьма много было соблазняющихся, и если бы они услышали, что Павел открыто отвергает обрезание, то произошла бы смута и все пришло бы в смятение. Поэтому-то, он беседует наедине, имея свидетелями Тита и Варнаву, которые бы могли объявить всем людям, что и апостолы не нашли ничего противного в его проповеди . А называя их «знаменитейшими» , не отвергает их значения, но рядом со своим ставит и общее всех признание, подобно тому, как и о себе сказал: «думаю, и я имею Духа Божия» (), не отвергая бытие этого дара в себе, но указывая на общее мнение. Итак, «знаменитейшим» , то есть великим, славным.

не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.

То есть чтобы научить соблазняющихся относительно меня, что я не напрасно подвизаюсь, а не чтобы самому учиться, ибо как учиться мне, когда я получил от Отца откровение о Сыне и Его Евангелии?

. Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться,

Необрезанный Тит, говорит он, не был принуждаем обрезаться. А это служит важнейшим доказательством того, что и апостолы допускали обрезание не в качестве закона, а по некоему домостроительству, то есть как временную меру благоразумного снисхождения к немощным, ради верующих от обрезания, – и того, что не могли порицать проповеди Павла, ученик которого был необрезан.

. а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас,

Порядок речи следующий: даже ради пришедшей лжебратии Тит не был принуждаем обрезаться, то есть хотя мои противники и присутствовали, но апостолы даже ради них не принудили Тита обрезаться. Как же он называет лжебратией настаивающих на обрезании, если и апостолы принимали его? Потому что апостолы допускали обрезание из снисхождения к верующим от обрезания, как проповедник иудеям; а те – как узаконители обрезания по принципу и как бы защитники закона; посему-то он и называет их лжебратией. А выражением «скрытно приходившим» указывает на их коварный замысел, и словом «подсмотреть» дает разуметь, что они враги. Ведь соглядатаи не для чего-нибудь иного приходят, как именно выведать все и облегчить себе путь к разрушению и порабощению. Это самое они и делали. Ибо они наблюдали, кто – необрезанные, имеющие свободу во Христе, то есть не подчиняющиеся закону, чтобы напасть на них и принудить обрезаться, и снова подвергнуть нас рабству закона, от которого освободил нас Христос. Итак, отсюда ясно, что апостолы допускали подзаконное, чтобы мало-помалу освободить от этого рабства, а те действовали так, чтобы закрепить это рабство.

. мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.

Не сказал «не уступили». слову, но не покорились , потому что не для научения нас чему-нибудь они делали это, а для подчинения и порабощения. Посему мы повинуемся апостолам, а им нет. Чтобы, говорит, пребыло твердым и истинным то, что мы вам проповедали. Что же именно? Что древнее миновало, закон упразднен и обрезанных Христос не принимает, и обрезание не приносит никакой пользы. Итак, в противовес им мы показали, что и вам истинно возвещали мы об отмене закона. Посему не отступайте от этой истины.

. И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: не взирает на лице человека.

Так как естественно было кому-нибудь возразить ему и сказать: каким же образом апостолы повелевали обрезывать? – он устраняет это возражение, хотя и не указывает истинную причину, что они действовали так по особому распоряжению и из снисхождения, опасаясь, как бы верующие из иудеев, услышав то, что апостолы не в видах истины, а в видах благоустройства допускают обрезание, не отступили и от них, как от разрушителей закона; ибо доселе они потому и держались их, что они охраняли закон. Посему эту причину Павел скрывает, но сильно налегает на апостолов, говоря: «для меня нет ничего особенного» , то есть мне нет никакой нужды до знаменитых, до великих, очевидно, апостолов, – проповедуют ли они обрезание, или нет, так как они сами дадут ответ Богу, и, хотя они велики и первенствующие, не будет смотреть на лица их, ибо нелицеприятен. И заметь: не сказал: какие они есть, но «какими они были когда-либо» , показывая, что впоследствии и они перестали так проповедовать, когда проповедь повсюду воссияла. Говорит же это Павел не в укоризну святым, а желая принести пользу слушателям.

И знаменитые не возложили на меня ничего более.

Каковы бы, говорит, они ни были, это – дело Божие, но то я знаю, что мне они ни в чем не противодействовали и ничего не прибавили к моей проповеди и не исправили.

. Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных:

. (ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников) ,

. и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным,

Некоторые толковали таким образом: не только ничего не исправили в моем деле, а напротив, даже исправились. Но это неверно. Да и в чем они могли быть исправлены им? Ведь каждый из них совершен. Итак, он говорит следующее: «но напротив, они подали мне руку общения», – затем еще в средине: «видя, что мне вверено благовестие для необрезанных» , и далее по порядку. И мало того, что они меня не поправили, они даже похвалили и согласились, чтобы я и Варнава шли с благовестием к необрезанным, то есть к язычникам, а они – к обрезанным, то есть к иудеям. Здесь же он показывает себя равным Петру. Ибо Вручивший тому дело благовестия евреям дал и мне то же к язычникам. И заметь, каким образом он показал, что его проповедь не только понравилась апостолам, но и угодна была Богу. Ведь об апостолах говорит, что они «узнали о благодати» . Не сказал: «услышали», но из самых дел "узнали" . Ибо как бы Бог дал мне этот дар, если бы Ему неприятна была такая проповедь ? И опять он с похвалой упоминает о троих. Ибо «почитаемые столпами» , то есть великие, которых все и повсюду произносят и славят, – они свидетельствуют о мне, что моя проповедь Христу угодна. Посему и «подали руку общения» , то есть согласились, признали нас соучастниками и показали, что они довольны моею проповедью, как нисколько не отличающейся от их слова.

. только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.

Разделив между собой, говорит он, дело проповеди , мы бедных помнили безраздельно. Ибо и в Иерусалиме многие из уверовавших были лишены своего имущества неверующими иудеями и были в затруднении относительно необходимого пропитания. Эллины же не так сильно враждовали против верующих из них, как иудеи с христианами из евреев. Посему Павел проявляет особенную ревность в попечении о них, как и сам свидетельствует, что «старался я исполнять в точности» . Ибо собирая подаяние повсюду от своих учеников, он сам доставлял им его.

. Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему,

Многие думают, что здесь Павел обвиняет Петра в лицемерии, но это несправедливо. Ибо что, казалось бы, говорит против Петра, сделано и высказано с особой целью. Ибо Петр, находясь в Иерусалиме, допускал обрезание, – да и невозможно было вдруг отвлечь их от закона, – а пришедши в Антиохию, он ел вместе с язычниками. Когда же некоторые из иерусалимлян пришли в Антиохию, он стал избегать язычников, чтобы не соблазнить иерусалимлян и вместе дать Павлу благовидный случай к обличению. Посему и Павел обличает, и Петр переносит. Ибо таким образом легче могли переменить свой образ мыслей ученики, когда учитель подвергается упрекам и молчит. Итак, это «лично противостал» было только видимостью, так как, если бы борьба была действительная, они не стали бы при учениках обвинять друг друга, потому что подвергли бы их большому соблазну. А теперь, видимо, внешнее противоборство служило к исправлению учеников. Ибо и Петр нисколько не противоречит, – ясно, что он соглашался с этим возражением Павла.

потому что он подвергался нареканию.

Не сказал: от меня, а просто, от других, которые не знали, что делалось с добрым намерением, и считали лицемерием то, что в отсутствии иерусалимлян он ел вместе с язычниками, а когда они пришли, уклонился, А некоторые так понимали: Петр еще прежде «подвергался нареканию» , говорит Павел, потому что ел вместе с Корнилием, поэтому и теперь уклонился, боясь подвергнуться новым нареканиям, и когда он уклонился, «я противостал ему» .

. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.

Указывает и причину этого обличения. Иаков же был брат Господень, учивший в Иерусалиме, как епископ их. Вот он-то и послал некоторых из иудеев, уже уверовавших, но еще придерживавшихся закона, и они отправились в Антиохию. Увидев их и боясь не за свою безопасность, а за то, чтобы они, соблазнившись, не отпали от веры, Петр стал уклоняться от сношений с язычниками. Некоторые же, не зная этой причины, стали осуждать его.

. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.

Называет это дело лицемерием, потому что не желает открыть намерения Петра, а также и ради сильно приверженных к закону, чтобы с корнем вырвать их пристрастие к закону. А прочими иудеями он называет уверовавших из иудеев в Антиохии, которые и сами сторонились необрезанных.

. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех::

Но не смущайся этими словами, – не в осуждение Петра говорит он это, а ради тех, которые могли получить пользу, услышав, что и Петр подвергся обличению за приверженность к закону. Зачем же вам-то его держаться? Ибо с той целью он и обличал его тогда пред всеми, чтобы они устрашились, слыша, что столь великий человек подвергается порицанию и не может возразить. Евсевий же говорит, что подвергся обличениям со стороны Павла не великий Петр, а другой какой-то Кифа, один из семидесяти, и в подтверждение этого указывает на невозможность, чтобы тот, который уже прежде защитил себя по поводу произведенного им соблазна разделением трапезы с Корнилием, снова мог подвергнуться такому обличению. Но и мы не говорим, что Петр подвергся порицанию от Павла за незнание своего долга, а что он добровольно подчинился осуждению, дабы и другие исправились.

если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?

Только что не взывает ко всем Павел: «подражайте учителю вашему, – вот ведь он иудей, а вкушал пищу вместе с язычниками». И заметь, – он не обвиняет его: «ты худо делаешь, соблюдая закон», но обличает за собственных учеников из язычников, что он принуждает их обрезываться и жить по-иудейски. Ибо в таком виде слово это удобнее могло быть принято.

. Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;:

«По природе» , то есть не прозелиты, а родившиеся от отцов-иудеев и воспитанные в законе, но мы оставили привычный образ жизни и прибегли к вере во Христа.

. однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

Смотри, как просто все говорится. Мы оставили закон не потому, что, он недобр, а потому, что он немощен и не в состоянии оправдать. Ибо никто не мог исполнить его дел, трудных и неудобоисполнимых, не по причине их величия, но скорее вследствие мелочности; или иначе, потому что он души не освящал, но только телесную нечистоту удалял. Итак, обрезание излишне. А впереди скажет, что оно даже опасно, потому что отчуждает от Христа.

. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха?

Мы старались обрести, говорит он, оправдание во Христе, оставив закон. Как же вы говорите, что грешно оставлять закон: ведь выходит, что в такой ввел нас Христос, так как ради Него мы оставили все законное. Таким образом Христос, как вы говорите, не только не оправдал нас, но даже сделался для нас виновником большего осуждения тем, что убедил нас отступить от закона.

Никак.

Доведя речь до нелепости, он не имел уже нужды в подтверждении, но удовольствовался одним отрицанием, что обыкновенно всегда он делал в предметах вообще спорных.

. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

Заметь его мудрость: они говорили, что нарушающий закон есть преступник, а он, напротив, показывает, что соблюдающий его есть преступник, идущий не только против веры, но и против самого закона. Ибо сам закон привел меня к вере и убедил оставить его. Впереди он укажет на это, а теперь пока говорит, что закон престал, и это мы засвидетельствовали тем, что разрушили его, отступив от него. Итак, если бы стали мы усиливаться восстановить его, то оказались бы преступниками, восстановляя то, что разрушено Богом.

. Законом я умер для закона,

Объясняет, каким образом он оставил закон, и говорит: посредством закона благодати и Евангелия я умер для закона Моисеева, или умер, говорит он, для закона посредством закона; то есть сам закон привел меня к тому, чтобы более не соблюдать его, приведши меня ко Христу посредством Моисеева и пророческого слова. Поэтому, если я опять стану соблюдать его, – опять нарушу его. Или же таким образом: закон повелевал не исполняющего его предписаний наказывать и убивать. А так как он не мог быть выполнен, то по силе его я подвергся смерти. Посему да не повелевает он мной, как уже умершим и душевно, потому что согрешил, не будучи в состоянии исполнять дел закона, и телесно, поскольку это зависело от осуждения законом. Как же после этого я буду еще держаться того, который умертвил меня?

чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,

Чтобы кто-нибудь не сказал: как же ты живешь, когда умер? – он говорит, что хотя закон умертвил меня живого, но Христос, обретши меня мертвым, оживил меня, мысленно сораспявшегося Ему и умершего с Ним чрез крещение. Сугубое чудо: оживотворил мертвого, и оживотворил чрез смерть.

. и уже не я живу, но живет во мне Христос.

Словами «я сораспялся Христу» указал на крещение, а словами «уже не я живу» – на жизнь после сего, чрез которую умирает наше тело. «Но живет во мне Христос» , то есть в нас ничего нет, что не угодно Христу, но Он все совершает в нас, управляя и господствуя. И наша воля умерла, а живет Его и управляет нашей жизнью. Итак, если я живу для Бога жизнью, отличной от жизни в законе, и умер для закона, то я не могу ничего соблюдать из закона.

А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия,

То, что я сказал, сказал о духовной жизни, но и чувственную жизнь ты найдешь во мне, сущую от Христа. Ибо и закон нарушаемый всех подверг греху и наказанию, и ничто не препятствовало, как во времена потопа, всем погибнуть как преступникам; но явившийся Христос избавил нас от осуждения, оправдав Своею . Так что и это самое – жизнь чувственную и плотскую – мы имеем чрез веру во Христа, – веру, оправдывающую нас и избавляющую от осуждения.

возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

Хотя Он за всех предал Себя и всех возлюбил, но Павел, размыслив, от чего освободил нас Христос и что даровал, и возгоревшись любовью, общее приписывает себе, как и пророки говорят: «Боже, Боже мой». А вместе с тем и показывает, что каждому должно оказывать Христу такую благодарность, как если бы Он умер ради него одного. Но воспользовались этими благодеяниями только те, которые уверовали в Него. Так что держащийся закона показывает, что Христос не умер для него. Как же ты не страшишься сего, но опять возвращаешься к закону, являя бесполезной для тебя Господа. И заметь выражение «предавшего Себя» – ради ариан.

. Не отвергаю благодати Божией;:

После этих рассуждений, он, наконец, заявляет: я не отвергаю дара Христова, которым Он меня сподобил, оправдав меня без дел Своею, и не прибегаю к закону.

а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.

Ибо, если, говорит он, закон в состоянии спасать и оправдывать, то Христос совершенно напрасно умер. Но Он, без сомнения, умер для того, чтобы спасти нас Своею , чего закон не в силах сделать. А если закон спасает, излишня смерть Христова. Видишь ли, к чему ведет такая хула?

2:1 четырнадцать лет. Неясно, после своего обращения или после первого посещения Иерусалима.

опять ходил я в Иерусалим. Это может относиться или ко второму посещению Иерусалима после обращения (Деян. 11,27-30), или к третьему, о котором говорится в Деян. 15,2. Упомянутая здесь цель посещения соответствует цели визита, о котором говорит Деян. 15, но тогда трудно объяснить, почему Павел опускает из своего рассказа посещение, упомянутое в Деян. 11. Если, как считают некоторые ученые, Послание к Галатам было написано после первого миссионерского путешествия апостола Павла (Деян., гл. 13; 14), но ранее собора в Иерусалиме (Деян., 15), тогда здесь говорится о путешествии, упомянутом в Деян., гл. 11, а путешествие из Деян., гл. 15 еще не состоялось.

с Варнавою. Уроженец Кипра, один из первых христиан (Деян. 4,36). Имя Варнава по-арамейски означает "сын утешения", и книга Деяний свидетельствует, что он жил достойно своего имени (см. Деян. 4,36.37; 11,22-24.30).

Тита. Один из доверенных спутников и посланцев Павла.

2:2 по откровению. Если это посещение, упомянутое в Деян. 11, то откровением могло быть пророчество Агава (11,28).

не напрасно ли. Хотя первоапостолы не были источником полномочий апостола Павла, их одобрение еще раз засвидетельствовало, что Павел верно понял призвание (1,15.16) и правильно его исполнял.

2:3 не принуждали обрезаться. См. 5,12 и Деян. 15,1. Обрезание - знак завета (Быт. 17,10) - было признаком иудея и последним шагом при обращении язычника мужского пола в иудейскую веру. Некоторые христиане из иудеев полагали, что прежде чем присоединиться к избранному народу Божию, язычники должны принять обрезание и стать иудеями. Павел резко возражает против этого и на протяжении всего Послания к Галатам отстаивает мысль, что для спасения достаточно одной веры.

2:4 лжебратиям. Павел считал учение о спасении верой основополагающим и не признавал принадлежащими к Церкви тех, кто его не придерживался (1,8.9; 5,2-4).

свободою. Для верующего свобода - не разрешение грешить, а освобождение от проклятия, налагаемого законом на грех (3,10-14; 5,1.13).

поработить. Вероятно, греху (Рим. 6,15-23; 7,25) и проклятию, которое налагает закон на тех, кто согрешает (3,10).

2:5 истина благовествования. См. 1,8.9; 2,14 и ком. Принадлежать к народу завета Божия можно только через веру, которая, в свою очередь, есть благодатный дар Бога верующему (1,6.15). Всякая попытка ввести дополнительные требования (вроде обрезания) есть отрицание достаточности веры для спасения, и следовательно, искажение благовестия.

2:6 на лице человека. Как внешний знак обрезания не определяет принадлежности к народу Божию, так внешние признаки значительности не важны для Бога (1 Цар. 16,7; Рим. 2,25-29).

2:7 как Петру для обрезанных. Видимо, Петр был главным проповедником ранней иерусалимской церкви (Деян., гл. 1-12). Очень неохотно отозвался он на Божие повеление общаться с язычником Корнилием и проповедовать ему Евангелие (Деян., гл. 10). Признавая необходимость включения язычников в число народа Божия (Деян. 10,34.35; 11,17; 15,7-11), Петр, видимо, считал, что призван Богом благовествовать именно иудеям.

2:9 о благодати, данной мне. См. 1,15 и ком.

Иаков и Кифа и Иоанн. См. ком. к 1,18.19; 2,7. Они пользовались особенным авторитетом в ранней иерусалимской церкви. Кифа, т. . Петр, и Иоанн часто упоминаются вместе в книге Деяний (гл. 3; 4), а Деян. 12,17; 15,13; 21,18 указывают, что Иаков занимал видное положение в иерусалимской церкви. Слово "столп" имеет метафорическое значение ("опора").

чтобы нам идти к язычникам. Варнава, подобно Павлу, проповедовал, главным образом, язычникам (Деян., гл. 13; 14; 15,36-41).

2:11 в Антиохию. Столица и самый большой город римской провинции Сирия. Церковь в Антиохии, по дошедшим до нас сведениям, не только была первой, где христиане из иудеев и язычников соединились в молитве и братстве, но из нее ж впервые были посланы проповедники благовествовать именно язычникам (Деян. 13,1-3).

2:12 устраняться. Многие иудео-христиане настаивали, чтобы христиане из язычников следовали предписаниям закона Моисеева (Деян. 10,28; 11,2.3.19; 15,1), и предварительное обрезание, т.е. принятие иудейства, считали обязательным. Общение с "необрезанными" (обращенными в христианство язычниками) рассматривалось ими как недопустимое.

2:14 истине Евангельской. См. ком. к 2,5.

живешь по-язычески. До прибытия "группы обрезанных" Петр свободно общался с язычниками (ст. 12). Теперь же он ведет себя так, будто полагает, что язычники должны принять иудейство, чтобы стать полноправными членами народа Божия.

2:15-16 Эти стихи - центральные в послании. Павел указывает, что всякий человек (как соблюдающий закон иудей, так и необрезанный язычник) вступает в должное взаимоотношение с Богом только посредством веры в Иисуса Христа.

оправдывается. В греческом, как и в русском, языке существительное "праведность" (греч.: "дикеосини"), прилагательное "праведный" (греч.: "дикеос") и глагол "оправдать" (греч.: "дикео") - производные от одного корня.

2:16 В Ветхом Завете Бог - праведный (Соф. 3,5). Он правит, судит и выносит свой вердикт с совершенной справедливостью (1 Цар. 26,23). "Оправдать" - значит признать правоту, невиновность (Втор. 25,1). Но если никто из живущих не праведен перед Богом (Пс. 142,2), "как оправдается человек пред Богом" (Иов 9,2)? Бог -Судия, решение Которого непреложно и справедливо, но Он же - Спаситель, могущий на основании жертвы искупления отменить Собственный приговор (Иона 3,9). Праведность Божия проявляется не только как свойство Бога, но и как Его дар (Ис. 45,24.25; 54,14-17), обретаемый через Мессию (Ис. 53,8; Иер. 23,5.6; 33,14-16). Павел возвещает исполнение ветхозаветного обетования (Рим. 3,21-26). Дар праведности Христа, так же как и Его искупительная жертва, принимаются верой.

делами закона. Павел имеет в виду те "дела", которые отличают иудея от язычника: обрезание, предписания относительно пищи и соблюдения субботы (ст. 15,16). Это выражение, однако, объемлет и все усилия падшего человечества соблюдать Божий закон, чтобы заслужить оправдательный приговор.

не оправдается никакая плоть. Ср. Пс. 142,2. Никто не может исполнить весь закон, а соблюдение отдельных предписаний закона, таких как обрезание, не может привести к подобающему отношению с Богом. Для этого требуется дарованное Богом оправдание Христом и искупление Его кровью. Не вера заслуживает Божия одобрения; она лишь принимает заслуги Христа перед Богом (Флп. 3,9).

2:17 мы и сами оказались грешниками. Смущавшие галатов лжеучители и "некоторые от Иакова" (2,12) считали Павла "грешником" (как и язычников, ст. 15) из-за нарушения им иудейских предписаний о пище. Они, вероятно, также обвиняли Павла в том, что он своей проповедью поощряет грех (Рим. 3,8).

2:18 что разрушил. Возможно, Павел имеет в виду попытку Петра восстановить преграду между иудеями и язычниками, разрушенную Евангелием (ст. 14; Еф. 2,14). Законопреступник не тот, кто, ища оправдания, обращается от закона ко Христу, а тот, кто от Христа уходит вновь к закону.

2:19 Павел умер для закона через смерть Христа; он сораспялся Христу, потому что соединился со Христом, умершим за него (ст. 20; 3,13; Рим. 4,25; 5,6). Он, также, воскрес со Христом и теперь живет в единении с Богом (Кол. 2,12; 3,1). Мертвенность по отношению к закону не есть нарушение закона, потому что Христос исполнил требования закона. Следовательно, все верующие самим же законом освобождаются от его уз и осуждения.

2:20 Жизнь в единении со Христом означает, что Он представлял нас в Своей смерти и воскресении. Более того, это - живое единство. Христос живет в верующем; Господь Духом Своим живет во внутреннем союзе с духом верующего. Павел, однако, не имеет в виду, что его личность подавлена или поглощена: он живет "в теле", но "верой". Этот союз - теснейшая и глубочайшая духовная взаимосвязь.

Б. Признание Павла как апостола (2:1-10)

Продолжая во 2 главе защищать свою апостольскую власть и свое благовествование, Павел главное внимание сосредоточивает не на источнике его происхождения, а на его содержании. Затем, если в первой главе он подчеркивал свою независимость от других апостолов, то тут показывает, что основание, на котором они действуют, объединяет их.

Гал. 2:1 . Много спорят по поводу того, что это был за визит, который Павел совершил в Иерусалим вместе с верующим евреем Варнавою и верующим из язычников - Титом. В книге Деяний говорится о пяти посещениях Павлом Иерусалима после его обращения: 1) визит, который он совершил из Дамаска (Деян. 9:26-30; Гал. 1:18-20); 2) визит во время голода (Деян. 11:27-30); 3) посещение им Иерусалимского собора (Деян. 15:1-30); 4) посещение апостолом Иерусалима в конце его второго миссионерского путешествия (Деян. 18:22); 5) Последний визит Павла туда, завершившийся взятием его под стражу в Кессарии (Деян. 21:15 - 23:25).

В основном, богословы разделяются во мнении относительно того, было ли посещение Иерусалима, упоминаемое в 2:1, тем, которое Павел предпринял в связи с наступившим там голодом, или речь идет о посещении им Иерусалимского собора. Исходя из того, что апостолу свойственно было перечислять поименно всех тех власть имущих, включая руководителей церкви, с которыми он общался, непонятно, почему он не сделал этого в данном случае, если приходил в Иерусалим на собор? И если он для участия в соборе (Деян. 15) совершил туда свой второй визит, то почему никак не упоминает здесь о решениях этого собора? Итак, скорее всего, речь идет о посещении Павлом Иерусалима в связи с начавшимся там голодом.

Гал. 2:2 Итак, во второй раз Павел посетил Иерусалим по откровению. Другими словами, он пошел туда по повелению Бога, а не потому, что старейшины Иерусалимской церкви повелели ему прийти или "вызвали его на ковер" за проповедь среди язычников. Под откровением Павел, возможно, имел в виду пророчество Агава относительно грядущего голода, которое и натолкнуло его и Варнаву на мысль пойти в Иерусалим, чтобы предложить помощь верующим в этом городе (Деян. 11:27-30).

Заодно Павел воспользовался случаем, чтобы в частном порядке обсудить с другими апостолами содержание и характер своего благовествования язычникам. Это не означает, что Павел нуждался в одобрении или уточнении ими этой истины, ибо она была открыта ему Богом. Скорее он хотел выяснить, насколько соответствует ей то Евангелие, которое проповедовали "знаменитейшие".

Ведь если бы оказалось, что руководители в Иерусалиме настаивают на необходимости обрезания для обращенных из язычников и исполнения ими других требований закона, то труд среди них апостола Павла мог бы оказаться "напрасным". Дело, конечно, не в том, что апостола беспокоили какие-то сомнения или опасения относительно истинности Евангелия, которое он проповедовал уже 14 лет (Гал. 2:1), он опасался другого - что его служение в прошлом и настоящем могло быть объявлено иудаистами безрезультатным.

Гал. 2:3-5 . Теперь становится ясно, почему Павел взял с собою в Иерусалим Тита. Это было своего рода испытание. Станут ли иерусалимские апостолы настаивать на том, чтобы и он прошел через обряд обрезания, будучи верующим из язычников? Павел знал, что Бог принимает всякого, кто верует в Иисуса Христа, - как иудея, так и язычника, не делая различия между ними, и что так же должна поступать и церковь. И вот он дает понять, что истина эта нашла подтверждение в Иерусалиме, поскольку они и Тита, хотя и еллина, не принуждали обрезаться.

Однако эта победа досталась нелегко. "Лжебратия" настаивали на том, чтобы Тит был обрезан (сравните 2-Пет. 2:1). Несомненно это были иудаисты, главный тезис которых изложен в Деян. 15:1 "если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись". Эти лжебратия были подобны шпионам или "пятой колонне", проникающим в стан неприятеля в поиске слабых мест у него. Они "вкрались", т. е., не будучи приглашенными, скрытно проникли на частное совещание апостолов.

Цель их при этом была двоякой: подсмотреть за нашею свободою во Христе (слово катаскопесаи, переведенное как "подсмотреть", встречается в Новом Завете только здесь). То есть с недобрыми намерениями хотели они "подсмотреть", действительно ли апостолы чувствуют себя свободными от закона Моисея и от вытекающей из него идеологии законничества.

Кроме того, они стремились вновь поработить верующих, другими словами, опять наложить на них узы закона и церемониальных обрядов. Особенно настаивали они на обрезании Тита. Однако Павел был непреклонен, поскольку речь шла о евангельской истине, как проповедовалась она галатам и христианской церкви в целом. Подвергнуть обрезанию Тита означало бы обесценить, благовестив о спасении только по вере и провозгласить, будто необходимо еще и закон исполнять - для того, чтобы быть принятым Богом. Речь, таким образом, шла о самой сущности евангельской истины, и потому Павел "не уступил ни на час".

Гал. 2:6 . В английской Библии несколько иначе звучит окончание этого стиха: "и эти люди ("знаменитые") ничего не добавили к моему благовествованию". Покончив с тем, что касалось Тита, Павел завершает и свой рассказ относительно совещания с апостолами, заявив, что они ничего не добавили к его благовествованию (не возложили на меня ничего более) - в том смысле, что не стали предлагать Павлу что-либо исправить или изменить в его учении, но признали, что он получил его от Бога, и подтвердили, что оно истинно и полно.

Но почему, как может показаться, Павел говорил о некоторых иерусалимских руководителях так, словно хотел принизить их? В стихе 2 (англ. текст) он пишет о них как о тех, "которые, кажется, у них руководители", а в стихе 6 (англ. текст) - как о Тех, "кто представляются там весьма значительными"; в стихе же 9 он наконец называет их по именам - Иаков, Кифа (т. е. Петр) и Иоанн, добавляя: почитаемые столпами.

В свете того, что целью Павла в этом месте послания было подчеркнуть свое единство с другими апостолами, наилучшее объяснение этого тона видится в том, что иудаисты, желая дискредитировать Павла, всячески превозносили иерусалимских старейшин, и вот с некоторой иронией Павел заявляет, что не собирается благоговеть перед прошлыми или настоящими заслугами и положением Иакова, Петра и Иоанна. Они же поддержали благовестив Павла и приняли его как равного себе.

Гал. 2:7-9 . Более того, Иаков, Петр и Иоанн признали тот факт, что Павлу поручено Богом благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных. Так апостол Павел нанес удар по иудаистам, заявив, что руководители в Иерусалиме одобрили его служение среди язычников.

Нужно заметить, что Петр и Павел проповедовали одно и то же Евангелие - только двум разным группам людей и в разных обстоятельствах. И Петру и Павлу Бог даровал преуспеть в проповеди из этого-то и сделали апостолы вывод, что Он наделил их равными полномочиями Словно бы скрепляя это печатью, Иаков, Петр и Иоанн подали Павлу и Варнаве руку общения - в знак соглашения и взаимного доверия, а также к сведению всех присутствовавших, что они приветствуют такое разделение трупа, согласно которому иерусалимским апостолам назначено благовествовать иудеям, а Павлу - нести евангельскую весть язычникам.

Гал. 2:10 . Единственное, что апостолы нашли нужным, это предупредить Павла, чтобы он помнил нищих, что и старался исполнять в точности, замечает Павел. Именно забота о бедных привела его, желавшего помочь им, в Иерусалим (Деян. 11:29-30). Эта же забота побудила Павла (во время его третьего миссионерского путешествия) к организации сбора добровольных пожертвований для нуждающихся в иерусалимской церкви (1-Кор. 16:1-3).

Пожертвования такого рода не только облегчили бы людское страдание, но и подтвердили бы, что христиане из язычников действительно заботятся о своих братьях - евреях. Что, в свою очередь, содействовало бы укреплению единства и возрастанию любви между верующими и препятствовало бы возникновению разногласий меж ними, подобных тем, которые отравляли атмосферу в галатийских церквах.

В. Обличение Павлом признанного главы апостолов (2:11-21)

Из этого завершающего эпизода, рассказанного Павлом, видно, что он даже нашел необходимым противостать Петру, признанному главе всех апостолов, когда тот своим поведением рисковал скомпрометировать проповедуемое ими Евангелие. Отличие этого раздела от предыдущего бросается в глаза.

Гал. 2:11 . Когда Павел посетил Иерусалим, то Петр и другие апостолы "подали ему руку общения", но когда Петр пришел в Антиохию, Павел лично противостал ему. Неизвестно, когда именно Петр побывал в Антиохии. В Деяниях Апостолов об этом ничего не сказано, но можно предположить, что его визит туда состоялся вскоре после того, как Павел, Варнава и Тит вернулись в этот город из Иерусалима.

Так или иначе, но поведение Петра в Антиохии привело к резкому столкновению между вождями христианства. Павел почувствовал, что обязан обличить и осудить Петра за его действия, защитив тем самым Евангелие и вновь продемонстрировав как свою независимость от других апостолов, так и равное с ними положение.

Гал. 2:12 . Прибыв в Антиохию, Петр обнаружил, что местные верующие - как иудеи, так и бывшие язычники, вместе собираются за трапезами, не соблюдая еврейских законов о пище. По причине откровения, полученного Петром в доме Симона кожевника (Деян. 10:9-15,28), глава апостолов чувствовал себя вправе есть вместе с язычниками, что и вошло у него в обычай. И это, пока продолжалось, служило веским свидетельством единства иудеев и язычников во Христе. Но брешь между ними возникла, когда в Антиохию прибыла из Иерусалима группа иудеев. Эти люди были возмущены поведением Петра.

Они пришли от Иакова и принадлежали к партии, настаивавшей на необходимости обрезания, однако, сомнительно, чтобы Иаков стоял на такой же позиции и поддерживал их. Тем не менее, на Петра подействовало их присутствие, и он постепенно, но явно, стал таиться и устраняться от язычников. Грамматическая форма греческой фразы показывает, что "отступление" Петра было именно постепенным; может быть, поначалу он пропускал одну совместную с ними трапезу в день, потом - две; а, может быть, он начинал вкушать пищу с язычниками, но заканчивал трапезу только с христианами из иудеев.

Поступая таким образом, Петр как бы учил, что церковь Христа разделяется на две части: иудейскую и языческую. Что было бы ересью. Но почему Петр создал эту брешь? Конечно, не потому, что изменилась его богословская концепция, а просто из страха. Когда-то, после своей проповеди язычнику Корнилию Петр мужественно защищался перед иерусалимскими церковными вождями (Деян. 11:18), однако на этот раз он капитулировал перед своими иудейскими друзьями.

Гал. 2:13 . Лицемерие Петра повлекло за собой лицемерие "прочих иудеев" и даже Варнавы. Сильным должно было быть давление на него, если и он примкнул к лицемерившим, - ведь Варнава был с Кипра, где господствовало язычество, и там-то он участвовал в миссионерской работе Павла, стараясь донести до язычников благую весть. И вот теперь все они - Петр, другие христиане из евреев и Варнава - оказались повинными в лицемерии, потому что, исповедуя и уча, что во Христе они - одно с язычниками, поведением своим они эту истину опровергали.

Гал. 2:14 . Реакция Павла была скорой и решительной. Поскольку Петр лицемерил публично, то и обличить его тоже нужно было публично. Кроме того, он и другие с ним не прямо поступали по истине Евангельской, т. е. отрицали на практике ту истину, что на основании смерти и воскресения Иисуса Христа иудеи и язычники, верующие в Него, имеют одинаковый доступ к Богу. Вот почему Павел при всех задал Петру вопрос: Если ты, будучи иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? Конечно, это было резкое, язвительное обличение. Как прореагировал на него Петр, неизвестно. Ясно лишь, что он подвергся осуждению. Он действовал вопреки собственным убеждениям, предавал христианскую свободу и бросил пятно на братьев по вере. Подобное поведение требовало суровой отповеди.

Гал. 2:15 . Как далеко зашел Павел в своем обличении? Приурочены ли его замечания, обращенные непосредственно к Петру, только к четырнадцатому стиху или продолжаются до конца главы? Об этом спорят. Но поскольку с уверенностью это определить невозможно, остается думать, что, укоряя Петра, Павел не ограничился одним предложением. В стихах после 14-го развивается таким образом мысль о несоответствии между поведением Петра и его же верованиями. В то же самое время эти стихи есть торжественный переход к главам 3 и 4 и введение в эти главы, в которых Павел защищает ключевую доктрину своего благовествования - оправдание верою.

Павел обращается к иудеям по происхождению, включая Петра и самого себя, которые, несмотря на преимущества, данные им свыше, спасение получили по вере. Зачем же нужно "грешникам из язычников" навязывать узы закона (слова Павла относительно действий Петра звучат иронически), если они также спасаются верою во Христа?

Гал. 2:16 . В этом стихе, одном из самых главных в послании, впервые употреблено слово оправдывать; это - юридический термин, позаимствованный из судебной практики, который означает "объявить правым, оправданным". Термин, противоположный ему по значению - "осудить, объявить виновным". Но как же грешный человек, может быть оправдан перед святым Богом? На этот подразумеваемый вопрос Павел отвечает заявлением - сначала как бы в негативной форме, что не делами закона оправдывается человек, и затем в форме позитивной: а только верою в Иисуса Христа.

Это решительное утверждение, провозглашаемое не только Павлом, но Петром и остальными, потому и вводится словом "Мы" (стих 15): Мы узнавши. Из дальнейшего объяснения Павла следует, что упомянутая доктрина была испытана им на личном опыте, в результате чего он убедился в ее истинности. Стих кончается повторением утверждения, с которого он начиняется, а именно: делами закона не оправдается никто (сравните Быт. 15:6), где говорится об оправдании по вере.

Гал. 2:17-18 . Оппоненты Павла возражали на это, рассуждая, по-видимому, так: поскольку принцип оправдания верою делает ненужным Закон, то это ведет к греховной жизни. Человек, мол, может поверить во Христа и, получив спасение, жить в свое удовольствие, не заботясь о том, чтобы делать добрые дела. Павел горячо отвергает такое мнение, замечая: если мы сами оказались грешниками, то это никак не означает, что Христос служит греху.

Напротив, если человек, доверившись Христу в спасении своем, вновь возвращается к закону, то последний, лишь выявляет в нем грешника, другими словами - нарушителя этого закона или преступника. Именно так надо понимать стих 18. Хотя Павел и говорит здесь от первого лица, ясно, что он имел в виду Петра, который тем, что избегал общения с язычниками, свидетельствовал, что возвращается к закону, т. е. "снова созидает то, что разрушил".

Гал. 2:19-20 . Затем Павел подчеркивает разницу между собою и Петром в их отношении к закону. Процесс преобразования человека, который пришел к Богу, уверовав во Христа, Павел описывает, пользуясь понятиями смерти и воскресения. Концепция эта присутствует в обоих стихах, и в обоих говорится о союзе верующего со Христом в смерти Его и в Его воскресении. Прежде всего Павел констатирует, что законом он умер для закона.

Закон требует, чтобы нарушитель его был предан смерти, но Христос умер за всех грешников. Таким образом, закон умертвил Его и всех тех, кто соединился с Ним посредством веры, предоставив последним свободу "принадлежать другому" (уже не закону, а "Воскресшему из мертвых") чтобы жить для Бога (Рим. 7:4).

В Гал. 2:20 Павел шире раскрывает значение предыдущего стиха. Апостол "умер для закона", потому что сораспялся Христу; и способность "жить для Бога" он обрел потому, что Христос живет в нем. Главное для понимания данного стиха - в понимании того, что это такое - союз верующего со Христом. Учение об этом строится на таких местах Священного Писания, как Рим. 6:1-6; 1-Кор. 12:13, где объясняется, что верующие крещаются Духом Святым в Иисуса Христа и в Церковь, которая есть собрание всех истинно верующих.

Соединившись таким образом со Христом и объединившись в Нем, они соучаствуют в Его смерти, погребении и воскресении. Потому и мог написать Павел: "Я сораспялся Христу" (буквально: "я сораспялся и продолжаю сораспинаться Ему"). Это и означает смерть по отношению к закону. И этим же обусловливается изменение во взгляде человека на самого себя: И уже не я живу… самоправедный и самолюбивый Савл умер.

Затем: смерть со Христом положила конец возвеличению Павлом себя; сделаться центром его жизни он предоставил другому, а именно - Иисусу Христу. Однако не своею силой способен был Павел жить христианской жизнью, но сам Христос поселился в его сердце: но живет во мне Христос. Тем не менее, это не означает, что Христос действует в жизни верующего автоматически; дело тут в том, чтобы жить обновленной жизнью верою в Сына Божия.

Именно вера, а не дела или соблюдение закона, дает силе Божией проявлять себя в жизни верующего. А вера эта, по заявлению Павла, имеет своим основанием жертву Иисуса Христа, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (по другим переводам - "нас" и "за нас"). Другими словами: "Если Он так возлюбил меня, что отдал за меня Свою жизнь, то Его любви хватит и на то, чтобы жить во мне".

Гал. 2:21 . Подводя итог обличению Петра, Павел заявляет: Не отвергаю благодати Божией. Это явный намек на то, что Петр и те, кто последовали его примеру, эту благодать отвергали. Сущность же благодати заключается в том, что Бог дает людям то, чего сами они не заслужили (сравните Рим. 4:4). Настаивать на оправдании или освящении посредством дел, значит сводить к нулю действие благодати Божией. Более того, подобные настояния подразумевают, что Христос напрасно умер. Если бы праведности можно было достигнуть исполнением закона, то Крест оказался бы пустым жестом, величайшей ошибкой в мироздании.

III. Доктринальная часть: утверждение оправдания по вере (главы 3-4)

В первых двух главах Павел обосновал небесное происхождение и апостольства своего и своего благовестия. Затем он обращается к галатам, которых пытались убедить в том, что веру во Христа, как главное условие принятия человека Богом, необходимо дополнять делами в соответствии с законом Моисея. По мысли иудаистов, христиане Галатии подверглись бы большему освящению и обрели бы более полное спасение, если бы повиновались закону. Павел возражал, что пытаться дополнять работу Христа - значит подменять ее. Существует лишь один путь спасения - по вере в Иисуса Христа, и только по ней.