Логопедическое занятие согласование числительного с существительным. ► Согласование числительных с существительными. Суффиксальный способ образования

Консультация учителя-логопеда Власовой Л.В.

Cогласование существительного с числительным

в речи детей 5- 6 лет.

  • Количественные числительные – обозначают собственно количество или число: один, два, пять, пятнадцать, тридцать, семьдесят, двести, пятьдесят два и т. д.
  • Собирательные числительные – обозначают количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и др.
  • Порядковые числительные (счетные прилагательные) – числительные со счетно-порядковым значением: пятый, шестой, двадцатый, семьдесят пятое, тридцать вторая .

процессе обучения согласованию числительных с существительными дети закрепляют навыки прямого счета. Учатся соотносить количество пальцев с определенным количеством предметов, развивают зрительную слуховую память, пальчиковую моторику, внимание и мышление, овладевают различными речевыми умениями и навыками, что создает предпосылки для формирования навыков учебной деятельности.

При обучении детей пересчету предметов необходимо обращать внимание на согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе. В связи с этой задачей, при показе образования каждой новой количественной группы для первого знакомства с числом подбирают предметы мужского рода, на следующем занятии – только женского рода, а при последующих пересчетах в знакомых уже числовых пределах используют любые предметы.

Игра «Один – два»

Для первого знакомства с числом подбираются слова мужского рода, затем женского рода, а затем используют любые предметы.

Показываем пальчиками правой и левой руки поочередно:

Существительные мужского рода :1 пальчик – 2 пальчика; 1 зайчик – 2 зайчика;

1 петушок – 2 петушка; 1 гусь – 2 гуся;

Существительные женского рода: 1 курочка - 2 курочки; 1 коза – 2 козы; 1 кошка – 2 кошки; 1 собака – 2 собаки; 1 мышка – 2 мышки .

Эту же игру можно использовать при изучении лексической темы « Человек. Части тела ».

Что у нас по одному? Один нос (лоб, рот, язык, живот).

Одна спина (голова).

Что у нас по два? Две руки (ноги, щеки).

Два глаза (уха).

Игра «Веселые числа»

А теперь слушайте эти вопросы показывайте пальчиками и называйте ответы (правильные ответы - в скобках).

Сколько у человека носов? (1 нос)

Сколько у человека ног? (2 ноги)

Сколько на ладошке пальцев? (5 пальцев)

Сколько у зайца ушей? (2 уха)

Сколько у собаки глаз? (2 глаза)

Сколько у кошки лап? (4 лапы)

Сколько у птицы крыльев? (2 крыла)

Сколько в комнате окон?

Сколько в комнате шкафов?

азвивая навык согласования числительных с существительными с использованием наглядного материала , дети учатся соотносить заданное количество с количеством пальцев, называя его после пересчета и итогового обобщения движения рукой.

Педагог воспитывает умение вести счет предметов слева направо, в процессе счета указывать предметы, по порядку называя числительное и существительное.

1 красный шарик, 2 красных шарика, 3…, 4…, 5…, 6…, 7…, 8…, 9…,10 красных шариков.

Игра «Один, два, три, четыре, пять». Эта игра учит детей согласованию количественных числительных со словосочетаниями (плюшевый мишка, красный шарик, зеленое яблоко и т.д.):в роде и числе.

Игра «Исправь ошибку»

Логопед: К нам пришел Буратино. Он принес телеграммы. (У Буратино несколько листков, на которых печатными буквами написаны тексты.) Педагог предлагает помочь правильно составить телеграммы.

Тексты для телеграмм : Прислать книга 5. Выслать посылка 4. Мама купить шуба 2. Приехать папа через день 6.

Для развития общей моторики можно проводить игры с движением.

1 вариант

Логопед показывает карточки, а дети составляют словосочетание: числительное + существительное и выполняют нужное упражнение в соответствии с количеством предметов, изображенных на карточках.

Дошкольники при согласовании числительных с существительными часто допускают ошибки. Такие ошибки встречаются у детей не только с общим недоразвитием речи, но и у детей без сложной речевой патологии.

Конспект занятия.

1. Организационный момент. Ребенку предлагают ответить на вопрос и после этого сесть на место.

Кого много живет в доме? (Людей)

Чего много в большом доме? (Окон)

Кого много в зоопарке? (Животных)

Кого много в море? (Рыб.)

Чего много в море? (Воды, водорослей.)

Чего много летом на деревьях? (Листьев?)

Кого много в конюшне? (Лошадей.)

Кого много в курятнике? (Кур.)

Чего много в лесу? (Деревьев.)

Чего много у тебя на голове? (Волос.)

Отвечая на эти и аналогичные вопросы, дети, во-первых, повторяют темы «Кто это» и «Что это» и, во-вторых, учатся образовывать форму существительных во множественном числе в родительном падеже. На поставленные педагогом вопросы можно отвечать и одним словом, и целым предложением. (Число вопросов должно соответствовать количеству детей в группе.)

2. Введение в тему занятия.

Логопед. Сегодня мы будем считать и отвечать на вопрос «сколько?». Будем считать предметы и обратим внимание на то, что слова, их обозначающие, будут изменяться, когда встанут рядом с числом 2 и с числом 5. Давайте в этом убедимся.

Логопед предлагает одному ребенку сосчитать мальчиков (один мальчик, два мальчикА, три мальчикА, четыре мальчикА, пять мальчикОВ, шесть маль-чикОВ и т.д.), а другому - девочек, кукол.

3. Считаем по-другому!

На столе у логопеда стоят матрешки (не более семи).

Логопед. Сколько матрешек стоит на столе? (Дети считают хором?) Кто еще хочет посчитать? (Считает один ребенок?) А теперь закройте глаза. (Убирает две матрешки?) Сколько я убрала матрешек? Сколько матрешек осталось? (Две матрешки убрали, пять матрешек осталось).

Такое же задание дети выполняют, считая другие предметы, названия которых относятся к мужскому и среднему роду (например, два стула, два окна, пять стульев, пять окон). Таким образом, дети учатся согласовывать существительное с числительным и одновременно повторяют тему, связанную с определением рода существительных.

4. Физкультминутка.

Логопед открывает наборное полотно, на котором рядами расположены картинки, например: две бабочки, три зайчика, пять зонтиков, шесть яблок, семь шариков. Дети считают предметы в первом ряду полотна, во втором и т.д. и ставят рядом с ними карточки с нужными цифрами (2, 3, 5, 6, 7).

Затем логопед предлагает детям встать и посмотреть на эти цифры.

Логопед.

Мы подпрыгнем столько раз,

сколько бабочек у нас. (По знаку логопеда дети прыгают и считают свои прыжки)

Мы нагнемся столько раз,

сколько зайчиков у нас. (Аналогично)

Мы присядем столько раз,

сколько зонтиков у нас.

Топнем ножкой столько раз,

сколько яблочек у нас.

Потянулись столько раз,

сколько шариков у нас.

Количество предметов в каждом ряду и, соответственно, движений можно варьировать по усмотрению педагога. Желательно физкультминутку проводить в темпе.

5. Знакомимся с числительным «один».

Логопед показывает детям огурец, морковь, яблоко (картинки или муляжи).

Логопед. Сколько у меня оурцов? (Один.) Сколько морковок? (Одна?) Сколько яблок? (Одно.) Видите: предметов одинаковое количество, а говорим по-разному: один, одна, одно. (Дети повторяют тему «Род существительного».)

6. Рассматриваем картинку.

Логопед. Кто изображен на этой картинке? Верно, петух.

Про что у петуха можно сказать «одна»? (Одна голова, одна бородка?) Про что можно сказать «два»? (Два крыла, два глаза?) Про что можно сказать «один»? (Один хвост, один клюв?) Про что можно сказать «две»? (Две шпоры?) А чего у петуха много? (Перьев?)

7. Чего не хватает?

Логопед. Посмотрим на картинки и скажем, сколько и чего не хватает у изображенных на них животных.

Чего не хватает у кошки? (Четырех лап, двух ушей?)

Чего не хватает у барана? (Двух рогов) Чего не хватает у лисенка? (Хвоста) Чего не хватает у волка? (Одного уха и одной лапы) Чего не хватает у осла? (Двух ушей)

8. Продолжаем учиться при счете правильно говорить.

Детям предлагают картинку - дорожный пейзаж средней полосы России.

Логопед (вызывая детей по одному). Что мы видим вдоль дороги? Сосчитай дома... деревья... машины. Помни, что слова эти рядом с числительными надо употреблять правильно!

Дети. Один дом, два дома и т.д. Одна машина, две машины и т.д. Одно дерево, два дерева...

Если ребенок допускает ошибки в согласовании, логопед обращает на это внимание детей и спрашивает: как нужно сказать правильно? Детей все время вызывают к доске, не давая им засиживаться (в течение всего занятия они находятся в движении) и отвлекаться.

9. Пишем телеграммы! Логопед. Посмотрите, кто к нам пришел. (Буратино.) Правильно! Буратино принес телеграммы. (У Буратино несколько листков, на которых печатными буквами написаны тексты типа «Выслать, посылка, 2»)

Ничего не поняла! На почте, видимо, что-то перепутали! Давайте вспомним, как нужно сказать правильно.

Логопед дает модель: «Вышлите две посылки».

Тексты для телеграмм могут быть такими.

Прислать, книга, 5.

Мама, купить, шуба, 2.

Приехать, папа, через, день, 6.

Мурка, 3, родить, котята.

У, 3, река, дерево.

Лодка, в, весло, 2.

10. Поиграем напоследок ? Закончить занятие можно подвижной игрой «Мы делили апельсин». Дети становятся в круг. Логопед надевает на голову водящего шапочку «волка».

Дети хором повторяют за логопедом стихи.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа.

Эта долька - для чижа.

Эта долька - для утят.

Эта долька - для котят.

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

Он сердит на нас - беда!

Разбегайся кто куда!

Дети разбегаются. Тот, кого «волк» догонит и осалит, становится водящим. Игра повторяется два-три раза.

На занятиях и в повседневной жизни целесообразно предлагать детям такие упражнения.

1. Я буду начинать предложение, а вы дополнять его одним словом в правильной форме.

На высокой березе сидели пять красногрудых (снегирей).

В коробке лежали шесть разноцветных (карандашей).

У вороны было сломано одно (крыло).

В гнезде пищали четыре маленьких (птенца).

Портниха пришила к платью два (рукава).

В клетке грозно рычали три (льва).

2. Посчитаем? А также поупражняемся в логическом мышлении!

Пять щенят плюс мама-лайка.

Сколько будет - сосчитай-ка.

(Шесть собак)

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

заиньке усатому.

Сколько белочка с тележки

Продала своих орешков?

(Пять орешков)

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок-сосед.

На пенек зайчата сели

И по пять морковок съели.

Сколько съедено морковок?

(Десять морковок.)

Поздно вечером к пеструшке

На блины пришли подружки:

Три несушки, три квохтушки.

Сколько курочек в избушке?

(Семь курочек.)

Вяжет бабушка-лисица

Трем внучатам рукавицы.

Подарю вам скоро, внуки,

Рукавичек по две штуки.

Их носите, не теряйте,

Сколько всех, пересчитайте!

(Шесть рукавичек.)

К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок.

И из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок

Прилетело на урок?

(Четыре сороки.)

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

(Четыре жука?)

У этого цветка

Четыре лепестка.

А сколько лепестков

У двух таких цветков?

(Восемь лепестков)

3. Отгадаем?

Пять братцев в одном домике живут. (Пальцы и перчатка.)

Двенадцать братьев друг за другом ходят,

друг друга не находят. (12 месяцев.)

Четыре ноги, а ходить не может. (Стол)

У трех братьев по одной сестре. Сколько всех детей в семье? (Четверо.)

4. «Продолжи счет » (повторим образование множественного числа существительных).

Представьте, что названных мною предметов два и пять: дерево, пень, день, яйцо, сын, дочь, куст, ведро, окно, карандаш, полотенце, блюдце, кольцо, палец, ухо, кресло, платье.

5. Физкультминутки со счетом.

Раз - согнуться, разогнуться,

Два - нагнуться, потянуться,

Три - в ладоши три (хлопка),

Головою три (кивка).

На четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть,

Семь, восемь - лень отбросим.

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди,

Да смотри - не упади!

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Наш Мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Лапы в стороны развел:

Видно, меда не нашел.

Мишка в улей влез, и вот

Каплет с лапы сладкий мед.

Мы по лесу шли (шаг на месте),

Подберезовик нашли.

Раз грибок и два грибок (согнулись, разогнулись)

Положили в кузовок.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

А теперь поплыли дружно:

Вместе - раз, это брасс,

Одной, другой - это кроль.

Вышли на берег пустой

И отправились домой.

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три (хлопка),

Головою три (кивка).

На четыре - руки шире.

А на пять - руки вниз.

Сели. Делом занялись.

Закрепление элементарных математических представлений на логопедических занятиях в играх

1. Прямой и обратный счёт.

При автоматизации звуков часто используем прямой и обратный счёт. Например, автоматизируя звук «Ш» считаем с опорой на наглядность или без нее: одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок и обратно.

Перед ребёнком трудная задача. Он должен следить за своим произношением, правильно называть числовой порядок, правильно согласовывать числительное с существительным, изменять окончания.

2. Посчитай и сравни.

Более усложнённый вариант – это посчитать и сравнить. Постараться выяснить, на сколько больше тех или иных предметов или определить их равенство.

3. «1-2-5-10».

Игра «1-2-5-10» может проводиться с визуальной опорой и без. Ребёнок называет 1, 2, 5, 10 предметов. Например: одна лодка, две лодки, пять лодок, десять лодок.

4. «Подуй на шарик».

Замечательное игровое пособие «Подуй на шарик». Это деревянная основа и шарик. В центре основы имеется волнистая дорожка с шестью углублениями. С одной стороны от углубления нанесены квадраты с точками (от 1 до 6), как на игральном кубике. С другой стороны изображены геометрические фигуры разных цветов.

Воздухом, толчком или щелчком игроку необходимо так рассчитать силу, чтобы шарик остановился на заданном количестве точек, фигуре или цвете. Вводя соревновательный момент детям предлагается подсчитать очки, выяснить кто выиграл, на сколько точек у победителя больше.

5. Какой формы предмет?

Закрепляя звукопроизношение, называя картинки, ребёнок определяет, на какую геометрическую фигуру похож предмет, какой формы изображенный предмет.

6. Настольные логопедические игры.

Настольные логопедические игры направлены на автоматизацию конкретного звука – это ещё один прекрасный пример закрепления звука в речи и совершенствования элементарных математических представлений. Игрок бросает кубик, по точкам подсчитывает количество ходов, передвигает фишку, называя каждый ход, то есть, проговаривая название картинки на каждом ходу. Останавливаясь, выполняет задание: определяет место звука в слове, количество слогов, составляет предложение с этим словом…

7. Игры с насыпным материалом.

Игры с насыпным материалом имеют свои правила и требования. Позволяют прятать, находить, называть и подсчитывать предметы, будь то пуговицы, бусины в виде геометрических фигур или прочее.

Развивающие игры для детей созданы специально для того, чтобы обучение ребенка протекало весело и эффективно. На этом сайте вы найдете бесплатные игры для детей 3-4-5 лет: это игры на развитие памяти, внимание и логику ребенка, ребусы, загадки, головоломки, раскраски и многое другое.

8. Подсчёт слогов и звуков в словах.

Подсчёт слогов и звуков в словах – задание понятное. Подсчёт может проводиться хлопками, в уме, с опорой на кассу цифр и т.д. Например, как работая в логопедическом альбоме по автоматизации звука, ребёнок посчитывает количество слогов в слове, сопоставляет это число с образом цифры, находит цифру и помещает её на картинку.

9. Игры на развитие самоконтроля.

Расскажу об играх на развитие самоконтроля на конкретном примере. Перед ребёнком 9 картинок, в названиях которых изучаемый звук. Ребёнок называет картинки, запоминает их. После, он закрывает глава, одна картинка убирается. Ребёнок открывает глаза, определяет, какой картинки не хватает, правильно её называет. Если задание выполнено успешно, то игрок берёт себе одну награду. Интереснее играть в паре, в конце игроки могут не только подсчитать свои награды, точнее количество правильно произнесённых слов, но и сравнить их, выявляя победителя.

10. Сколько героев в сказке?


Наталья Политыко
Обучение детей с нарушением речи согласованию числительных с существительными

Формирование грамматических компонентов, развитие лексико-грамматических категорий - наиболее важные и актуальные проблемы у детей , страдающих речевой па тологией.

В процессе логопедической работы по развитию лексико-грамматических средств языка решается ряд задач, среди которых выделяется и обучение согласованию числительных с существительными .

Имя числительное - часть речи , обозначающая количество или порядок предметов при их счете и изменяющаяся по падежам (количественные) или по родам, падежам и числам (порядковые) .

Количественные обозначают собственно количество или число : один, два, пять, десять и т. д. ;

Собирательные - количество как совокупность : двое, трое, шестеро, оба, обе и т. д. ;

Порядковые - числительные со счетно-порядковым значением : первый, пятый, шестой, десятый .

Причинами затруднений в усвоении навыков счета выступают заболевания первых трех лет жизни, родовые травмы, травмы головного мозга в раннем возрасте, неблагоприятное микросоциальное окружение (неполные семьи, ал-коголизм родителей, недостаточный культурный уровень семьи, равнодушие к успехам ребенка, и наоборот, излишняя опека). Для детей с затруднениями в усвоении навыков счета характерны : низкая работоспособность, инертность, нарушения внимания , зрительной и слуховой памяти .

Для обучения согласованию числительных с существительными необходимы :

Овладение лексико-грамматическим строем речи ;

Понимание последовательности счета;

Формирование представления об образе предмета, восприятия цвета, формы, величины;

Называние итогового счета и соотнесение его с количеством предметов;

Развитие зрительной и слуховой памяти, слухового восприятия.

Для формирования интереса к счету предметов у детей необходимо развивать умение рассматривать, ощупывать, сравнивать, сопоставлять, наблюдать.

В процессе обучения согласованию числительных с существительными дети закрепляют навыки прямого счета, учатся соотносить количество пальцев с определенным количеством предметов, развивают зрительную и слуховую память, пальчиковую моторику, внимание и мышление, овладевают различными речевыми умениями и навыками, что создает предпосылки к формированию навыков учебной деятельности.

При обучении детей пересчету предметов необходимо обращать внимание на согласование числительных с существительными в роде , падеже и числе . В связи с этой задачей при показе образования каждой новой количественной

группы для первого ознакомления с числом подбираются предметы мужского рода, на следующем занятии - только женского рода, а при последующих пересчетах в знакомых уже числовых пределах используются любые предметы.

В коррекционной работе по обучению согласования числительных с существительными применяется целая система специальных игр и упражнений, поскольку эта деятельность наиболее адекватна возможностям детей и их интересам . Так, коррекции формирования представлений о количестве способствуют игры с пальчиками.

«Один - два»

В игре подбираются слова сначала мужского, затем женского рода, с использованием любых предметов.

Инструкция : показать пальцами правой и левой руки поочередно :

существительные мужского рода : один пальчик - два пальчика; один зайчик - два зайчика;

один петушок - два петушка; один гусь - два гуся;

существительные женского рода : одна курочка - две курочки; одна коза - две козы; одна кошка - две кошки; одна собака - две собаки; одна мышка - две мышки.

Эту же игру можно использовать при изучении лексической темы «Человек. Части тела» .

Логопед. Что у нас по одному? [Один нос (лоб, рот, язык, живот) . Одна спина (голова) .]

Что у нас по два? [Две руки (ноги, щеки) . Два глаза (уха) .]

«Веселые числа »

Логопед. Послушайте вопросы и, показывая пальчиками, назовите ответы.

Сколько у человека носов? (Один нос.)

Сколько у человека ног? (Две ноги.)

Сколько на ладошке пальцев? (Пять пальцев.)

Сколько у зайца ушей? (Два уха.)

Сколько у собаки глаз? (Два глаза.)

Сколько у кошки лап? (Четыре лапы.)

Сколько у птицы крыльев? (Два крыла.)

Сколько в комнате окон? Сколько в комнате шкафов? Сколько в комнате стульев? Сколько в комнате столов? Сколько чашек на столе?

«Прямой и обратный счет от одного до десяти» (со словами и словосочетаниями)

Для этой игры не обязательно использовать предметные (сюжетные) картинки

или предметы, лучше применять пальцы ребенка.

Инструкция : поставить ле- иую ладонь ребенка на ребро на себя; большой палец поднять; указательный, средний и мизинец расставить на небольшом расстоянии друг от друга. Дотрагиваясь указательным пальцем правой руки до каждого пальца левой руки, сосчитать названные предметы.

Логопед. Посчитайте количество уток (одна утка, две утки, три утки, четыре 1/тки, пять уток.) Сожмите кулачок. Сколько уток? (Пять цток.)

«Покажи число »

Инструкция : назвать любое число от одного до десяти и показать его с помощью пальцев.

Раз, два, три, четыре,

Дети загибают по очереди пальцы на правой руке.

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

На другой руке опять :

Загибают поочередно пальцы на левой руке.

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики быстрые,

Хотя не очень. чистые.

Машут кистями обеих рук.

Развивая навык согласования числительных с существительными с использованием наглядного материала, дети учатся соотносить заданное количество с количеством пальцев, называя его после пересчета и итогового обобщения - движения рукой.

Следует воспитывать умение вести счет предметов слева направо, в процессе счета указывать предметы, по порядку называя числительное и существительное .

Упражнения могут иметь строго дидактический характер (ответ на вопрос, а могут носить эмоциональный оттенок (придумывание сказочного сюжета) .

Логопед. На столе стоят самолеты. Посчитайте их количество.

Дети пересчитывают игрушки : один самолет, два самолета, три самолета, четыре самолета, пять самолетов.

Логопед. Сколько всего самолетов?

Дети. Пять самолетов.

Образованное количество предметов логопед и дети вслед за ним пересчитывают. В процессе пересчета логопед дотрагивается до каждого предмета. Перед тем как назвать новое числительное , он делает небольшую паузу и, дотрагиваясь до предмета, называет его. А чтобы у детей не сложилось впечатления, что последний предмет и есть «пять» , логопед круговым жестом очерчивает всю группу и называет : «Пять самолетов» .

Следующая игровая ситуация : «К белке на день рождения пришли ежата. Посчитайте их количество» . Кроме того, следует практиковать самостоятельное придумывание сюжетов детьми.

На занятии по автоматизации звуков в словах (для детей старшей и подготовительной к школе групп) можно использовать игру «Сосчитай!» .

Дети учатся порядковому счету и установлению разноцветных карточек, на которых однородные предметы изображены в нужной последовательности :

одна машина, две машины, три., десять машин;

один ежик, два ежика, три., десять ежиков.

Для игры необходимо подготовить пять карточек красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового цвета с изображением (цветным или черно-белым) маски, сумки, собаки - для автоматизации звука [с]; замка, зонтика - для автома

тизации звука [з]. Ребенок раскладывает первый ряд и считает : одна маска, две маски., Второй и последующие ряды необходимо раскладывать и одновременно считать картинки, т. е. согласовывать числительное с существительным ; красный цвет под красным, желтый - под желтым и т. д.

«Количественные числительные (один, два, три, четыре, пять)

+ существительные »

Данная игра направлена на практическое усвоение и закрепление навыков образования и употребления в речи существительных числа . Она помогает усвоить детям особенности сочетания количественных числительных один , два, три, четыре, пять с существительными .

Игре должна предшествовать индивидуальная работа с детьми. Логопед показывает ребенку пары карточек и

вместе с ним проговаривает названия картинок по образцу : один карандаш -. - четыре карандаша - пять карандашей.

По мере усвоения грамматического материала основной формой работы становится коллективная игра.

Правила игры : карточки, на которых изображен один предмет, логопед раздает детям, а карточки с большим количеством предметов кладет на стол картинками вниз.

Ведущий (взрослый или дети по очереди) берет по одной карточке со стола, показывает ее играющим детям, не называя изображенных на ней предметов. Тот ребенок, у кого есть парная карточка (с одним предметом, должен выполнить трехступенчатую инструкцию :

Правильно назвать предмет, изображенный на своей карточке, в сочетании с количественным числительным один (один карандаш) ;

Глядя на карточку в руках ведущего, составить словосочетание по следующей модели : «числительное два (три, четыре) + существительное в форме родитель-ного падежа единственного числа » (три карандаша) ;

- дующей модели : «числительное пять + существительное в форме родительного падежа множественного числа » (пять карандашей) .

Игра продолжается до тех пор, пока на столе у ведущего не закончатся карточки.

Игру можно усложнить, предложив детям составить по картинкам три предложения, с использованием числительных один , два, три, четыре, пять.

Игры с движением

Первый вариант

Дети по карточкам составляют словосочетание (числительное + существительное ) и выполняют нужное упражнение в соответствии с количеством предметов, изображенных на карточках.

Мы присядем столько раз,

Сколько карандашей у нас.

- (Один.)

Наклонились столько раз,

Сколько капелек у нас.

- (Четыре.)

Мы подпрыгнем столько раз,

Сколько яблочек у нас.

- (Два.)

Повернемся вправо-влево.

Сколько тучек пролетело?

- (Три.)

Второй вариант

В целях закрепления знаний о согласовании числительных с существительными можно рекомендовать наполненный фасолью или горохом «сухой бассейн» , в котором прячутся ракушки, камушки, различные мелкие игрушки.

Логопед предлагает детям : «Посчитайте количество игрушек или ракушек, согласовывая числительное с существительным ».

Положительно влияет на закрепление знаний чтение таких сказок, как «Три поросенка» , «Волк и семеро козлят» . Очень помогает в этом кукольный театр по сказкам «Теремок» , «Три медведя» , «Колобок» . В играх-драматизациях дети закрепляют порядковый счет, развивают память, внимание.

Таким образом, игра имеет большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей . Поскольку на практике, как правило, логопед имеет дело с различными нарушениями речи у детей , то в каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с детьми должен быть сугубо индивидуальным.

Дина Фомина
Игры для развития грамматического строя речи. Согласование числительных с существительными

Цель: Формировать и развивать навык согласования количественных числительных с существительными в роде и падеже.

Игра «Один - два»

В игре подбираются слова сначала мужского, затем женского рода, с использованием любых предметов.

Ход игры: показать пальцами правой и левой руки поочередно существительные мужского рода: один пальчик - два пальчика; один зайчик - два зайчика; один петушок - два петушка; один гусь - два гуся;

существительные женского рода: одна курочка - две курочки; одна коза - две козы; одна кошка - две кошки; одна собака - две собаки; одна мышка - две мышки.

Эту же игру можно использовать при изучении лексической темы «Человек. Части тела». Инструкция: «Что у нас по одному?» (Один нос (лоб, рот, язык, живот). Одна спина (голова). «Что у нас по два?» (Две руки (ноги, щеки). Два глаза (уха)

Игра «Посчитай-ка до пяти»

Считаем любые слова мужского, женского, среднего рода.

Вариант 2. «Было-стало»

Ход игры: Взрослый дает ребенку по одной картинке одного и того же предмета, ребенок отвечает: «У меня был один карандаш, а стало два карандаша. Было два карандаша, а стало три карандаша…. Стало пять карандашей»

Или предлагаем ребенку собрать ряд (два, три ряда) одинаковых картинок. Картинки лежат перемешанные лицевой стороной вниз. Ребенок достает по одной картинке, добавляет их в свой ряд, повторяя: «У меня был один карандаш, а стало два карандаша. Было две мышки, а стало три мышки. Было Два карандаша, а стало три карандаша и т. п.»

Игра «Веселые числа»

Ход игры: Взрослый задает вопросы. Ребенок отвечает полным ответом.

Сколько у человека носов? (Один нос.)

Сколько у человека ног? (Две ноги.)

Сколько на ладошке пальцев? (Пять пальцев.)

Сколько у зайца ушей? (Два уха.)

Сколько у собаки глаз? (Два глаза.)

Сколько у кошки лап? (Четыре лапы.)

Сколько у птицы крыльев? (Два крыла.)

Сколько в комнате окон? Сколько в комнате шкафов? Сколько в комнате стульев? Сколько в комнате столов? Сколько чашек на столе?

Игра «Рыбалка»

Ход игры: на картинки с изображением различного количества предметов прикрепить скрепки. Доставать картинки с помощью магнитной удочки и называть сколько предметов ты поймал: «Я поймал одну рыбку». «Я поймал пять рыбок». «Я поймал три ведра» и т. п.

Игра «Я увидел»

Ход игры: Ребенок пересчитывает предложенные картинки, повторяя: «Я увидел. одну куклу, две куклы, пять кукол». Можно использовать недлинную трубку вместо подзорной трубы или приложить к глазам руки в виде бинокля для игрового сюжета.

Родительный падеж

Игра «Чего не стало»

Ход игры: взрослый демонстрирует изображение картинок, затем прячет одну из них. Ребенок отвечает полным ответом «Чего не стало?»

Вариант 1.

Взрослый демонстрирует разное количество контурных изображений предметов. Сообщает, что эти предметы пропали. Просит назвать полным предложением чего не стало на картинке. «Нет двух зайцев», «Не стало четырех бабочек».

Вариант 2.

На доске выставляется ряд картинок с изображением на каждой из них множества однородных предметов. Сначала дети называют выставленные картинки. Потом закрывают глаза. Взрослый убирает одну из картинок. Открыв глаза, дети должны ответить на вопрос «Чего не стало?». Картинки или предметы можно менять, дополнять. Затем игра проводиться с указанием количества предметов. Например, не стало трех тарелок, двух ложек.

Задание будет проще выполнять, если количество предметов на картинке будет подписано.

Вариант 3. «Чего не хватает на рисунке?»

Детям показываются рисунки «Что забыл нарисовать художник?». На рисунках - стол на двух ножках, стул на одной ножке, машина с одним колесом, кошка с двумя лапами, курица без ног и т. д. Дети отвечают на вопрос: «Чего не хватает и сколько?», употребляя родительный падеж числительных. Например: «У стула не хватает двух ножек» и т. п.

Творительный падеж.

Лото «С кем?»

На больших картах изображены разные детеныши (два котенка, три щенка, четыре зайчонка). На маленьких картах изображены взрослые животные. Большие карты раздаются детям. Логопед предъявляет им маленькие карты. Ребенок, у которого на карте изображены соответствующие детеныши, получает изображение их мамы и говорит: «У меня зайчиха с четырьмя зайчатами».

Игра «С кем повстречался?»

Ход игры: Ребенок перечисляет представленные картинки, проговаривая, с кем повстречался герой в пути: «Колобок повстречался с одним зайцем, с двумя зайцами, с тремя зайцами…»

Игра «Что с чем?»

На столе лежат разные предметы группами по 4 штуки, стоят: коробка, ящик и лежит пакет. Взрослый на глазах у детей кладет в пакет два грибка, в коробку - три картинки, а в ящик - четыре кубика. Меняет коробку, пакет и ящик местами и предлагает детям вспомнить, что с чем /с чем пакет, с чем коробка, с чем ящик/. Отвечая, дети должны указать количество предметов в пакете, в коробке, в ящике. Например: «Пакет с двумя грибками, ящик с 4-мя кубиками» и т. д. Тот, кто правильно вспомнит все и не ошибется в окончаниях, получает фишку.

Игра «Чем работать?»

Ход игры: Ребенку предлагает выбрать из предложенных картинок и назвать, чем может работать тот или иной человек:

«Повар может работать тремя кастрюлями, одним половником. Строитель работает тремя пилами, одним молотком. Врач лечит четырьмя таблетками, пятью прививками».

Дательный падеж.

Игра «Кому отдать?»

Ход игры: ребенок называет предмет и кому он его отдает. Число тех, кому нужно отдать предмет указывается цифрой, либо картинки подобраны с разным количеством людей.

Варианты:

1. Отдать рабочие инструменты людям разной профессии.

«Расческу и ножницы я дал двум парикмахерам, книгу и указку трем учителям» и т. п.

2. Накормить кашей предложенных животных: «Кашу дам двум петухам, одному зайцу, шести лисам» и т. п.

3. Дать подарок предложенным картинкам: «Дам подарок двум кошкам, одной девочке, трем слонам» и т. п.

Предложный падеж.

Игра «Мечты»

Ход игры: Ребенок составляет предложения по картинке. «Щенок мечтает о двух косточках». «Заяц мечтает о пяти морковках». «Маша мечтает о трех куклах» и т. п.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи Дидактические игры и упражнения на формирование грамматического строя речи (Средняя - подготовительная группы) Игрушки Образование прилагательных.

Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста – научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Этой целью определены.

Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм.

Логопедическое занятие в старшей группе «Согласование числительных «один», «одна» с существительными» Муниципальная казенная дошкольная образовательная организация «Центр развития ребенка – детский сад №7» города Калача Воронежской области.

Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Трудности согласования числительных

1. Согласование сказуемого и подлежащего, в составе которого есть числительные.

Количественное составное числительное, оканчивающееся на один, в составе подлежащего предполагает сказуемое в форме единственного числа мужского, женского или среднего рода: Двадцать один вагон отправлен. Тридцать одна тонна зерна отгружена.

Количественное числительное в составе подлежащего, оканчивающееся на 2, 3, 4, 5 и т.д., может согласовываться со сказуемым как в форме единственного числа среднего рода, так и в форме множественного числа: Пять человек не пришло (не пришли) на семинар. Тридцать два ученика награждено (награждены) грамотами.

2. Согласование определений с числительными.

Определение, стоящее после числительного, при сочетании с существительным в женском роде ставится в именительном падеже: Две новые лаборантки .

Определение, стоящее после количественных числительных, при сочетании с существительным мужского рода ставится в родительном падеже: три известных бизнесмена . Ср. За последние три года. - За три последних года.

3. Синтаксическая связь числительных с существительными.

Числительные, сочетаясь с другими словами, способны быть и главными, и зависимыми словами. В качестве главных слов они управляют существительными, в основном только в родительном падеже: два студента, три девочки . В качестве зависимых слов они согласуются с главными словами:

1) числительное один (одна, одно, одни) и все порядковые числительные грамматически зависимы от существительных и согласуются с ними в роде, числе и падеже, как прилагательные: один год, одна неделя, одно окно, одни сутки; третий ряд, третья комната, третье событие, третьи ножницы;

  1. 1) все остальные числительные в сочетаниях с существительными являются или синтаксически главными, или зависимыми компонентами.

Словосочетание, в которое объединяются числительное и существительное (кроме один), обладает особым типом синтаксической связи: в именительном и винительном падежах числительное управляет существительным, а в остальных согласуется с ним: росли две сосны (управление); у двух сосен сломаны ветки (согласование).

Зависимое существительное стоит чаще всего в родительном падеже: десять (и.п.) дней (р.п. мн.ч.). Форму винительного падежа, одинаковую с формой родительного падежа, имеют существительные при числительных два, три, четыре и при собирательных числительных в сочетании с одушевленными существительными: отпустить троих студентов - отпустить трех студенток (в.п.). Падеж определяется по управлению глагола.

Числительные два (две), оба (обе), полтора (полторы) могут связываться с существительным двойной синтаксической связью : управление и согласование одновременно, то есть они управляют родительным падежом и согласуются с существительными в роде: полторы тысячи, полтора стакана, оба ученика, обе ученицы.

Один огурец, два огурца, три огурца.

Один стакан

Один стул

Один карандаш

Одна ложка, две ложки, три ложки.

Одна книга

Одна вилка

Одна шапка

Одно яблоко, два яблока, три яблока.

Одно ведро

Одно одеяло

Одно кольцо

Игра «Два и пять»

С помощью этой игры вы научите ребёнка образовывать словосочетания из существительных с числительными два и пять по образцу. Взрослый бросает ребёнку мяч, и произносит словосочетание с числительным два, а ребёнок, поймав мяч, возвращает его и говорит словосочетание с тем же существительным, но с числительным

Две ложки – Пять ложек.

Две кошки…

Две ручки…

Две чашки…

Две шишки…

Два кармана – Пять карманов.

Два кубика…

Два дома…

Два носка…

Два дивана…

Два цветка…

Два яблока – Пять яблок.

Два ведра…

Два окна…

Два дерева…

Игра «Считаем до десяти»

Эта игра упражняет в образовании порядковых числительных, учит порядковому счёту и отвечать на вопрос «Который по счёту?». Используем натуральные предметы, предметные картинки.

Первая кружка, вторая кружка, третья кружка, четвёртая кружка, пятая кружка, шестая кружка, седьмая кружка, восьмая кружка, девятая кружка, десятая кружка.

Первый карандаш…

Первое кольцо…

Игра «Один, два, три»

Ребёнок считает предметы до десяти, взрослый контролирует правильность образования словосочетаний из числительных с существительными. Используем предметные картинки.

Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек, шесть бабочек, семь бабочек, восемь бабочек, девять бабочек, десять бабочек.

Один стакан…

Одна лента…

Одно дерево…

Использованы материалы из книги В. Н. Нищева Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР 2007 г.