Организации — налоговые агенты по ндфл. Кто является налоговым агентом по ндфл: его обязанности Кто не является налоговым агентом

На организации и ИП, выплачивающих в 2019 году доходы своим работникам или же другим физлицам, возлагаются обязанности налоговых агентов по НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Обязанности налогового агента по НДФЛ

Если налоговый агент не может исполнить свои обязанности

Иногда физлица получают от налогового агента доходы в натуральной форме, например, какие-нибудь неденежные призы. И невозможно удержать НДФЛ по причине того, что агент не выплачивает денег этому физлицу.

В этом случае налоговый агент должен и самого «физика» о том, что налог не удержан (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Налоговый агент должен отчитаться перед ИФНС

Агент должен подать в ИФНС сведения о доходах физлиц и суммах НДФЛ:

  • Справку 2-НДФЛ (утв. Приказом ФНС от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@);
  • Расчет сумм НДФЛ по форме 6-НДФЛ (утв. Приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@).

Напомним: если численность работников/физлиц, которым выплачены доходы, составляет 25 и более человек, то налоговый агент должен представлять в ИФНС отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Ответственность налогового агента

За неисполнение/недолжное исполнение налоговым агентом своих обязанностей ему грозит штраф.

Вид нарушения Сумма штрафа
Неудержание и/или неперечисление суммы НДФЛ (ст. 123 НК РФ) 20% от неудержанной и/или неуплаченной суммы налога
Несвоевременное представление справок 2-НДФЛ (п. 1 ст. 126 НК РФ) 200 руб. за каждую справку, представленную с нарушением срока
Представление справок 2-НДФЛ / формы 6-НДФЛ с недостоверными данными (

Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Кто является налоговым агентом по НДФЛ

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются (п. 1 ст. 207 НКРФ):

Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;

Физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Пунктом 1 ст. 226 НК РФ возложены обязанности налоговых агентов по удержанию из доходов, выплачиваемых физическим лицам, и перечислению в бюджет НДФЛ на:

Российские организации;

Индивидуальных предпринимателей;

Нотариусов, занимающихся частной практикой;

Адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты;

Обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.

Виды доходов, с которых налогоплательщик должен самостоятельно исчислить и уплатить в бюджет налог, перечислены в п. 1 ст. 228 НК РФ. Например, при приобретении имущества у физического лица покупатель (организация или индивидуальный предприниматель) не должны удерживать налог при выплате дохода такому физическому лицу. Однако, покупателю следует направить в налоговый орган сообщение по форме 2-НДФЛ о выплаченном физлицу доходе.

Самостоятельно исчисляют и уплачивают налог лица, указанные в п. 1 ст. 227 НК РФ, а именно:

Индивидуальные предприниматели (по доходам, полученным от предпринимательской деятельности);

Нотариусы, адвокаты, иные частнопрактикующие физические лица (по доходам от частной практики).

Порядок исчисления налога

Налоговые агенты исчисляют налог по доходам, облагаемым по ставке 13% (кроме дивидендов и иных доходов, указанных в п. 3 ст. 224 НК РФ), нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца с зачетом суммы налога, удержанной за предыдущие месяцы.

Налог удерживается с каждой суммы дохода отдельно:

1) по дивидендам;

2) доходам, указанным в п.п. 2 – 6 ст. 224 НК РФ. В частности, к таким доходам относятся:

Суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств (налоговая ставка 35%);

Доходы, выплачиваемые лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ.

При исчислении налога налоговый агент не учитывает доходы, полученные налогоплательщиком от других налоговых агентов.

Предоставление работодателем налоговых вычетов

При определении налоговой базы по НДФЛ работодатель вправе предоставить работнику в отношении доходов, облагаемых по ставке 13% (за исключением дивидендов) следующие налоговые вычеты:

1) стандартные вычеты (ст. 218 НК РФ) – предоставляются одним из налоговых агентов по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты;

2) социальные вычеты, предусмотренные пп. 4 и 5 п. 1 ст. 219 НК РФ, в сумме уплаченных налогоплательщиком пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования, добровольного страхования жизни (сроком не менее 5 лет) и (или) на софинансирование пенсии на основании письменного заявления работника при условии, что взносы удерживаются из выплат в пользу налогоплательщика и перечисляются в соответствующие фонды (страховые организации) работодателем;

3) имущественные вычеты на приобретение жилья, а также на уплату процентов по кредитам (займам), привлеченным для приобретения жилья, предусмотренные пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ, на основании письменного заявления работника и уведомления налогового органа по форме, утв. приказом ФНС России от 05.12.2009 № ММ-7-3/714@.

Порядок удержания налога

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты (п. 4 ст. 226 НК РФ).

При начислении заработной платы (в последний день текущего месяца), удержание суммы налога по каждому работнику отражается проводкой:

Дебет 70 Кредит 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДФЛ».

Если работодатель заключил с работником договор аренды автомобиля, сотового телефона, иного имущества, то удержание налога отражается в момент начисления арендного обязательства:

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 73 – начислена сумма арендной платы;

Дебет 73 Кредит 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДФЛ» - удержана сумма налога.

Действия налогового агента при невозможности удержания налога

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога. Сообщение направляется по форме 2-НДФЛ, утв. приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@.

Например, в 2014 году организация подарила работнику при увольнении в связи с уходом на пенсию подарок стоимостью более 4 000 рублей. После этого организация не производила денежные выплаты работнику и не имела возможности удержать налог. До 1 февраля 2015 г. организация направила в налоговый орган и работнику сообщение по форме 2-НДФЛ о невозможности удержать налог.

Обратите внимание! После окончания налогового периода, в котором налоговым агентом выплачивается доход физическому лицу, и письменного сообщения налоговым агентом налогоплательщику и налоговому органу по месту учета о невозможности удержать НДФЛ обязанность по уплате возлагается на физическое лицо, а обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм налога прекращается (см. письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

Порядок перечисления налога

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня:

Фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода;

- (или) перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках;

- (или) следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода (например, если доход выплачивается из выручки или иных поступлений в кассу налогового агента);

- (или) следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога – для доходов, полученных в натуральной форме или в виде материальной выгоды.

Обратите внимание! По доходам в виде оплаты труда налог перечисляется в бюджет только при выплате заработной платы по окончании месяца, за который она начислена. Это связано с тем, что для целей налогообложения датой фактического получения дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который она начислена (п. 2 ст. 223 НК РФ). Например, за январь работникам были выплачены аванс 20.01.2015 и зарплата 04.02.2015. Денежные средства были получены в банке на выплату аванса 20 января, на выплату зарплаты 4 февраля. Удержанный при начислении заработной платы налог следует перечислить в бюджет 4 февраля:

Дебет 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДФЛ» Кредит 51.

Налог уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. Российская организация, имеющая обособленные подразделения, уплачивает налог как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Налоговый учет

Обязанность ведения налогового учета налоговыми агентами установлена п. 1 ст. 230 НК РФ. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно. На основании регистров налогового учета налоговый агент заполняет сведения по форме 2-НДФЛ.

Налоговые регистры должны содержать в отношении каждого налогоплательщика следующую информацию:

1) сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика:

Фамилия, имя, отчество физического лица;

Дата рождения;

Вид и код документа, удостоверяющего личность;

Серия и номер документа, удостоверяющего личность;

ИНН (при его наличии);

Адрес места жительства в РФ с кодом региона;

Адрес места жительства за пределами РФ;

Гражданство с кодом страны;

2) вид выплаченных физическому лицу доходов в соответствии с кодами, приведенными в Справочнике "Коды доходов" (Приложение № 3 к Приказу ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@);

3) вид предоставленных физическому лицу налоговых вычетов в соответствии с кодами, приведенными в Справочнике "Коды вычетов" (Приложение № 4 к Приказу ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@);

4) суммы дохода:

Начисленные налогоплательщику доходы (до уменьшения на суммы вычета и НДФЛ);

Доход налогоплательщика за минусом вычетов, исчисленный до налогообложения;

5) даты выплаты дохода, в том числе:

Даты получения доходов, которые определяются по правилам ст. 223 НК РФ;

Даты фактической выплаты доходов физическому лицу (выдачи из кассы, перечисления на банковский счет, др.);

6) статус налогоплательщика: налоговый резидент или нерезидент РФ;

7) даты удержания налога из доходов налогоплательщика;

8) даты перечисления налога в бюджет – дата фактического списания денежных средств с банковского счета налогового агента;

9) реквизиты платежного документа на перечисление удержанного налога: наименование, дата, номер;

10) сумма исчисленного и удержанного налога.

Согласно п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговая отчетность

Согласно ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года , следующего за истекшим налоговым периодом.

Форма сведений 2-НДФЛ, формат и порядок заполнения утверждены приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@.

Указанные сведения представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях.

Справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме 2-НДФЛ налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям (п. 3 ст. 230 НК РФ).

Налоговый агент - это сложное понятие, используемое в законодательстве о налогах и сборах. В статье расскажем, что означает это определение, в какие взаимоотношения вступают налогоплательщики и налоговые агенты, в каких случаях компания выступает как налоговый агент, пример фискальных платежей и ситуаций, которые приводят к агентированию.

Налоговые агенты и сборщики налогов

Понятие «налоговый агент» раскрыто в НК РФ — этому посвящена . Это лицо, которое, в соответствии с требованиями законодательства, обязано исчислить и удержать фискальный платеж у налогоплательщика, а также в оговоренное в законе время перечислить удержанные суммы в бюджет РФ.

До 2007 года в практике налогообложения существовало понятие «сборщик налогов». Ими признавались лица, уполномоченные на сбор средств в уплату фискальных платежей от налогоплательщиков. Их права и обязанности регулировались статьей 25 НК РФ . С 01.01.2007 указанная статья прекратила свое действие. В настоящее время понятие «сборщик налогов» в законодательстве РФ не применяется.

Права и обязанности

Статьей 123 НК РФ предусмотрен штраф в размере 20 % от неправомерно неудержанной и(или) неперечисленной суммы налога.

Уголовная ответственность (ст. 199.1 УК РФ) наступает при неисполнении обязанностей в личных интересах, повлекших неперечисление налога в крупном и особо крупном размере и предусматривает не только наложение штрафа, но и лишение свободы.

Ведущий консультант департамента консалтинга ООО «АФ «АВУАР» Фомина М.Б.

Налоговый агент – это организация или индивидуальный предприниматель, которые Налоговый Кодекс РФ обязывает исчислять и перечислять в бюджет налог за другую организацию или физическое лицо (п. 1 ст. 24 НК РФ).

Налоговые агенты, фактически являются посредниками между налогоплательщиками и государством (контролирующими органами).

При этом за лиц, не являющихся налогоплательщиками, уплачивать налог не требуется. Например, это относится к случаям, когда организация или индивидуальный предприниматель приобретает товары (работы, услуги) у иностранного физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или реализуете по решению суда арестованное имущество физических лиц (Письма Минфина России от № 03- 07-14/81, от 05.03.2010 № 03-07-08/62 ) .

Налоговыми агентами организации и индивидуальные предприниматели могут быть признаны по уплате трех налогов:
- налога на доходы физических лиц;
- налога на добавленную стоимость;
- налога на прибыль.

Организация может являться налоговым агентом по любому из трех налогов, при этом неважно, применяет ли она общую систему налогообложения или спец. режим, например УСН или ЕНВД (п. 1 ст. 24, п. 5 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ, Письмо Минфина от 05.10.2011 № 03-07-14/96 ) .

Налоговыми агентами по НДФЛ являются все организации и индивидуальные предприниматели при выплате физлицам заработной платы или иных доходов как в денежной форме, так и в неденежной форме, в том числе по гражданско-правовым договорам о выполнении работ, оказании услуг, договорам аренды имущества, авторским договорам. Налоговый агент должен исчислить и удержать из доходов физических лиц НДФЛ и перечислить налог в бюджет.

К числу налоговых агентов по НДФЛ относятся:

Российские организации;
- индивидуальные предприниматели;
- нотариусы, занимающиеся частной практикой;
- адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
- обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации (Письма Минфина России от 1 декабря 2014 г. № 03-04-06/61184, от 4 августа 2014 г. № 03-04- 06/38350, от 10 июня 2014 г. № 03-04-06/28072 ) .

Налоговым агентом по НДС организация может стать, в случае, если совершает операции:

Приобретает товары (работы, услуги), местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ (п. п. 1, 2 ст. 161 НК РФ ) ;

Арендует, покупает (получает) федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и (или) муниципальное имущество у органов государственной власти и управления и (или) органов местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ ) ;

Продает конфискованное имущество, имущество, реализуемое по решению суда, бесхозяйные ценности, клады и скупленные ценности, а также ценности, которые перешли по праву наследования государству. Исключение составляет реализация имущества (имущественных прав) должников, признанных банкротами (п. 4 ст. 161 НК РФ ) ;

Выступает в качестве посредника по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ, с участием в расчетах (п. 5 ст. 161 НК РФ ) ;

Является собственником судна на 46-й календарный день после перехода к организации права собственности (как к заказчику строительства судна), если до этой даты судно не зарегистрировано в Российском международном реестре судов (п. 6 ст. 161 НК РФ ) ;

С 1 января 2018 г. приобретает у плательщиков НДС (кроме получивших освобождение) сырые шкуры животных, лом и отходы черных (цветных) металлов, вторичный алюминий и его сплавы (п. 8 ст. 161 НК РФ ) .

Исполнить обязанности налогового агента по налогу на прибыль организация по обязана:

1) при выплате иностранной организации доходов от источников в РФ, не связанных с ее постоянным представительством в РФ (п. 4 ст. 286 НК РФ ) ;
2) при выплате российской организацией дивидендов налогоплательщикам - российским организациям (п. 3 ст. 275, п. 5 ст. 286 НК РФ ) .

Обязанности налоговых агентов.

Согласно ст. 24 Налогового Кодекса РФ налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;
2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым Кодексом РФ.

Основная обязанность налоговых агентов состоит в правильном и своевременном исчислении, удержании из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислении в бюджеты налогов (пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ ) .

Чтобы исполнить эту обязанность, налоговый агент должен иметь возможность удержать налог. Для этого ему необходимо иметь в своем распоряжении денежные средства налогоплательщика.

Если же в данном налоговом периоде налоговый агент не производил денежных выплат налогоплательщику и/или удержать налог невозможно (например, при выплате доходов в натуральной форме), вместо удержания налога у налогового агента возникает другая обязанность - сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог из выплат налогоплательщику и указать сумму задолженности последнего перед бюджетом (пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ ). Данный вывод подтверждается в Постановлениях Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п. 1), Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 (п. 10) .

По общему правилу уведомить налоговый орган необходимо в течение месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о невозможности удержать налог. А при невозможности удержать НДФЛ - не позднее 1 марта года, следующего за годом, в котором физлицу был выплачен доход, с которого не был удержан налог (п. 5 ст. 226 НК РФ, Письмо ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 ) .

Если налоговый агент представляет в налоговый орган сообщение о невозможности удержать НДФЛ, он, кроме этого, должен письменно уведомить налогоплательщика о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в указанные сроки. Уведомление налогоплательщика о неудержанных суммах налога носит информационный характер и не влияет на порядок и последствия налогообложения для физических лиц в таких случаях (Письмо Минфина России от 24.03.2017 №03-04-06/17225 ) .

Налоговые агенты по НДФЛ обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета (п. 2 ст. 230 НК РФ, Письма ФНС от 01.08.2016 № БС-4-11/13984@, Минфина от 02.11.2015 № 03-04-06/63268 ) :

Документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах НДФЛ, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет за этот налоговый период по каждому физическому лицу. Данный документ подается ежегодно не позднее 1 апреля года , следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 30.10.2015 №ММВ-7-11/485@ ;

Расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом. Такие расчеты необходимо представлять за I квартал, полугодие, девять месяцев не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года , следующего за истекшим налоговым периодом. Расчет представляется по форме 6-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 14.10.2015 №ММВ-7-11/450@ .

Данные документы представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 25 человек налоговые агенты могут представлять эти документы на бумажных носителях (п. 2 ст. 230 НК РФ ) .

Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с п.2 ст. 226 Налогового Кодекса РФ производятся в отношении всех доходов налогоплательщика , источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Налоговые агенты по НДС обязаны представлять в ИФНС по месту своего учета налоговую декларацию с заполненными разд. 2 и 9 (п. п. 36, 47 Порядка заполнения декларации по НДС (утверждена Приказом ФНС России от 29.10.2014 №ММВ-7-3/558@ ) даже в том случае, если они не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

Обратите внимание! Раздел 2 Налоговой декларации по НДС заполняется на каждое лицо, по которой организация (или индивидуальный предприниматель) исполняет обязанности налогового агента.

В платежных поручениях по уплате налогов налоговыми агентами в поле 101 указывается значение, отражающее уплату налога налоговым агентом, - «02» (Приложение № 5 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 №107н ) .

Налоговый агент по налогу на прибыль должен представить в ИФНС по месту своего нахождения:

- декларацию по налогу на прибыль при выплате дивидендов российской организации (утверждена Приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@ ) .

- налоговый расчет при выплате дивидендов или иных доходов иностранной организации (утвержден Приказом ФНС России от 02.03.2016 № ММВ-7-3/115@ ) Расчет представляется в те же сроки, что и декларации по налогу на прибыль (п. 4 ст. 310 НК РФ, Письмо Минфина от 10.10.2016 № 03-08-05/58776 ) . Согласно п.3 ст. 289 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода . Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

При выплате дивидендов российской организации для расчета налога, подлежащего удержанию используется формула, определенная в п. 5 ст. 275 НК РФ .

Формула расчета налога следующая: Н = К x Сн x (Д1 - Д2)

Где: Н - сумма налога, которая подлежит удержанию у получателя дивидендов;
К - отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих распределению;
Сн - налоговая ставка (0%, 13% - для российских организаций);
Д1 - общая сумма дивидендов, подлежащая распределению в пользу всех получателей дивидендов;
Д2 - общая сумма дивидендов, полученных самой организацией, распределяющей дивиденды, в текущем и предыдущих отчетных (налоговых) периодах, если ранее эти суммы не участвовали в расчете облагаемого дохода. В эту сумму нельзя включать дивиденды, которые облагаются по ставке 0% в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ .

Если на российскую организацию, выплачивающую дивиденды, не возложена обязанность по удержанию налога, значения показателей «Д1» и «Д2» она должна представить налоговому агенту (п. 5 ст. 275 НК РФ ) . Представить значения этих показателей следует в порядке, предусмотренном п. п. 5.1, 5.2 ст. 275 НК РФ .

Положениями п. 5 ст. 275 НК РФ четко не определено, какой отчетный (налоговый) период следует считать текущим. При этом из норм указанного пункта можно сделать вывод о том, что текущим периодом считается период, в котором принято решение о распределении прибыли. Аналогичное мнение выразила ФНС России в Письме от 10.06.2013 №ЕД-4-3/10475 при рассмотрении вопроса о применении положений прежней редакции ст. 275 НК РФ в целях расчета НДФЛ при выплате дивидендов физическим лицам.

При выплате дохода в виде дивидендов иностранной организации налоговая база определяется налоговым агентом как сумма выплачиваемых ей дивидендов (п. 6 ст. 275 НК РФ ) .

С 1 января 2016 г. сумма налога на прибыль определяется на основании п. 5 ст. 275 НК РФ , если получателями доходов, выплачиваемых иностранной организации, которая действует в интересах третьих лиц, являются физические лица и (или) организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ (п. 6 ст. 275 НК РФ ) .

Для расчета суммы удерживаемого налога в общем случае необходимо использовать следующую формулу (п. 6 ст. 275 НК РФ ) :

СНИ = ИА(Д) x СН, где СНИ - сумма налога, подлежащая удержанию из доходов иностранной организации;
ИА(Д) - сумма выплаченных иностранной организации дивидендов;
СН - ставка налога, %.

По общему правилу при выплате дивидендов иностранной организации применяется ставка налога в размере 15% (пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ ) .

Если между РФ и государством, резидентом которого является иностранная организация, заключено международное соглашение об избежании двойного налогообложения, то в силу ст. 7 НК РФ применяются правила и нормы международного договора.

Некоторыми международными соглашениями предусмотрено налогообложение дивидендов в РФ по налоговым ставкам ниже 15%. В этом случае при исчислении налога налоговый агент вправе использовать ставку, установленную соглашением. Если условиями международного договора предусмотрено, что данный вид дохода не облагается налогом в РФ, то, соответственно, обязанности по удержанию налога у налогового агента не возникает.

Обратите внимание! Для применения положений международного договора по общему правилу налоговому агенту необходимо получить от иностранной организации подтверждение того, что эта организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (п. 1 ст. 312 НК РФ ) .

Исчисление базы по НДС налоговым агентом .

Исчисление налоговым агентом налоговый базы по НДС осуществляется в соответствии со ст. 161 Налогового Кодекса РФ .

С целью исполнения обязанности налогового агента при покупке товаров (работ, услуг) у иностранца, необходимо удержать НДС из тех средств, которые причитаются иностранному продавцу, и перечислить налог в бюджет, следовательно, первоначально необходимо определить ту сумму НДС, которая подлежит удержанию из доходов иностранца. Для этого нужно определить налоговую базу и умножить ее на налоговую ставку.

Налоговая база определяется на дату перечисления иностранцу оплаты за товары (работы, услуги), в том числе предварительной, что следует из системного анализа пп. 1 п. 3 ст. 24, п. п. 1, 2 ст. 161, п. 4 ст. 174 НК РФ . К аналогичному выводу пришел Минфин России в отношении услуг, приобретаемых налоговым агентом у иностранного лица, не состоящего на учете в российских налоговых органах (Письмо от 21.01.2015 N 03-07- 08/1467 ) .

Рассчитывается налоговая база как сумма дохода иностранца от реализации товаров (работ, услуг) с учетом налога (п. 1 ст. 161 НК РФ ) .

При этом налоговая база увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (Письмо Минфина России от 09.04.2010 N 03-03- 06/2/70 ) .

Обратите внимание! Налоговый агент должен исчислять НДС сверх цены договора и уплачивать сумму налога за счет собственных средств, если иностранная компания не учитывает НДС в стоимости товаров (работ, услуг).

Согласно п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

В силу п. 2 ст. 161 НК РФ указанная налоговая база определяется налоговыми агентами, которые обязаны исчислить и удержать у налогоплательщика соответствующую сумму налога, а также уплатить ее в бюджет.

Из Постановления Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 № 15483/11 следует, что, если в договоре с иностранным лицом сумма НДС не предусмотрена, налоговый агент должен исчислить налог сверх цены договора и уплатить его в бюджет.

Минфин России также разъясняет, что если иностранная компания в стоимости товаров (работ, услуг) не выделяет НДС, то сумма налога уплачивается за счет средств налогового агента (Письмо Минфина России от 13.04.2016 №03-07-08/21231, Письмо Минфина России от 18.12.2015 №03-07-08/4486, Письмо Минфина России от 12.11.2014 №03-07-08/57178, Письмо Минфина России от 05.06.2013 №03-03-06/2/20797, Письмо Минфина России от 08.09.2011 №03-07-08/276, Письмо Минфина России от 13.11.2008 №03-07-08/254 ) .

При аренде государственного (муниципального) имущества налоговая база определяется согласно абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ, Письму Минфина России от 18.05.2012 N 03-07-11/146 на дату перечисления арендодателю арендной платы (полностью или частично) как сумма арендной платы с учетом налога.

Если услуги по аренде государственного (муниципального) имущества оказываются по договору безвозмездного пользования, то налоговый агент определяет налоговую базу на момент оказания услуг (Письмо Минфина России от 20.10.2009 N 03- 03-06/4/91 ) ;
- отдельно по каждому арендованному объекту имущества;

Исходя из суммы арендной платы с учетом налога.

Если имущество передано вам в аренду на безвозмездной основе, то налоговую базу нужно определять исходя из рыночных цен с учетом налога. Такие разъяснения дает Минфин России в Письме от 02.04.2009 N 03-07-11/100 .

Организация, выполняющая функцию налогового является агента по НДС должна составить счет-фактуру в случаях, указанных в ст. 161 НК РФ . Наиболее распространены следующие ситуации:

Обратите внимание! При приобретении или отгрузке товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС по ст. 149 НК РФ , счета-фактуры можно не составлять (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ, Письмо Минфина от 19.03.2014 №03-07-09/11822 ) .

Согласно п.п.5 Налогового Кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии со статьей 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

Налоговый агент - посредник иностранца, не состоящего на налоговом учете в РФ, авансовые, отгрузочные, а также корректировочные счета-фактуры оформляет так же, как и обычный продавец (Письма Минфина от 11.11.2015 №03-07-08/64897, ФНС от 03.04.2009 №ШС-22-3/257@ )) .

Налоговый агент оформляет счет-фактуру согласно Письму ФНС от 12.08.2009 №ШС-22-3/634@ )) .

Остальные строки и графы счета-фактуры заполняются так же, как при отгрузке товаров (работ, услуг). Подписывают счет-фактуру руководитель организации - налогового агента и ее главный бухгалтер или иные лица, уполномоченные доверенностью или приказом руководителя.

Права налоговых агентов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ (п.2 ст. 24 НК РФ) .

Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 НК РФ .

Обратите внимание! Налоговые агенты могут принять к вычету НДС, уплаченный в качестве налогового агента, но только в тех случаях, когда являются плательщиками НДС и только в следующих ситуациях (п. 3 ст. 171 НК РФ, п. 23 Правил ведения книги покупок ) :

При оплате аренды государственного либо муниципального имущества у органов власти;

При оплате приобретенного государственного либо муниципального имущества у органов власти;

При оплате товаров (работ, услуг), приобретенных у иностранного лица, не состоящего на налоговом учете в РФ. В других случаях «агентский» НДС нельзя принять к вычету.

Налоговые агенты, применяющие освобождение или не являющиеся плательщиками НДС (например, в связи с применением УСН), вообще не имеют права на вычет.

Вычесть агентский НДС можно в квартале, когда товары (работы, услуги) приняты к бухгалтерскому учету и налог уплачен в бюджет. Переносить вычет на более поздние периоды нельзя (Письма Минфина от 17.11.2016 № 03-07-08/67622, от 26.01.2015 № 03- 07-11/2136 ) .

В книге покупок за квартал, когда соблюдены оба условия для вычета, необходимо зарегистрировать счет-фактуру, составленный налоговым агентом при исчислении «агентского» НДС.

Сведения об «агентских» счетах-фактурах, зарегистрированных в книге покупок, подлежат отражению в разд. 8 декларации по НДС, а сумма вычета по ним - в строке 180 раздела 3 декларации по НДС (п. 38.17 Порядка заполнения декларации ) .

Неисполнение обязанностей налогового агента.

За невыполнение обязанностей налогового агента организация (индивидуальный предприниматель) может быть привлечена к ответственности в виде штрафа в порядке ст. ст. 119, 119.1, 123, 126 НК РФ . А в случае неуплаты (несвоевременной уплаты) налога на сумму недоимки начисляются пени (п. п. 1, 2, 7 ст. 75 НК РФ ) .

Согласно ст.119.1 НК РФ несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ , влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

В случае если налоговый агент не удержит или не перечислит (не полностью удержит или перечислит) налог в установленные сроки ИФНС может применить штрафные санкции в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию или перечислению (ст. 123 НК РФ, Письмо Минфина от 11.11.2016 № 03-02-08/66026 ) .

За несвоевременное удержание и (или) перечисление налога налоговому агенту будут начислены пени (п.п.1-7 ст. 75 НК РФ, п. 2 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 ) .

Обратите внимание!

Обязанности налогового агента переложить на налогоплательщика нельзя.

Согласно п. 1 ст. 45 Налогового Кодекса РФ уплата налога иным лицом может быть произведена за налогоплательщика. Уплата налога иным (третьим) лицом за налогового агента не предусмотрена Налоговым Кодексом РФ .

Обязанность налогового агента по исчислению и уплате сумм налога установлена статьей 226 НК РФ . Переложить данную обязанность на налогоплательщика нельзя, считает Минфин РФ (письмо от 15.07.2010 № 03−04−06/3−148 ) .

Финансовое ведомство ссылается на п. 5 ст. 3 НК РФ , в соответствии с которым ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ , либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ .

В случае, если российская организация, выплачивающая физическому лицу арендную плату за арендуемое у него помещение, признается налоговым агентом в отношении таких доходов физического лица и, соответственно, должна исполнять обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц. Следовательно, дополнительное соглашение к договору аренды, в котором обязанности по уплате налога возложены на налогоплательщика, будет признано ничтожным.

Организации, которые производят выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, являются налоговыми агентами по НДФЛ. Они обязаны исчислить, удержать и уплатить налог в бюджет, а также отчитаться в налоговую инспекцию. Вопросам, связанным с составлением и представлением отчетности по НДФЛ, посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса

07.04.2017

В каких документах налоговым агентам следует вести учет выплаченных физлицам доходов, а также исчисленных и удержанных сумм НДФЛ?

Налоговый учет в течение налогового периода (календарного года (ст. 216 НК РФ)) ведется в соответствующем регистре, который составляется в отношении каждого физлица.

Данный документ должен позволять идентифицировать физлицо-налогоплательщика, вид выплаченных ему доходов и предоставленных налоговых вычетов, суммы дохода, даты их выплаты, налоговый статус физлица, даты удержания и перечисления НДФЛ в бюджет, а также реквизиты платежного документа.

Налоговый агент самостоятельно разрабатывает и утверждает приказом форму регистра и порядок отражения в нем аналитических данных и данных первичных учетных документов. На практике эта форма включается в состав приложений к учетной политике для целей налогообложения.

На основе данных регистра заполняются справка 2-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@) и расчет по форме 6-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@).

Какие санкции предусматривает законодательство за отсутствие регистров?

В силу статьи 120 Налогового кодекса отсутствие регистров признается грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Оно влечет наказание в виде штрафа в размере от 10 000 рублей.

Эта же статья признает нарушением систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение в регистрах хозяйственных операций.

При этом ошибочное отражение даты фактического получения физлицом дохода в виде оплаты труда как даты его выплаты не является основанием для привлечения к ответственности по статье 120 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 18.04.2014 № 03-04-06/17867).

Входят ли регистры в список отчетности по НДФЛ, которую организация представляет в налоговую инспекцию?

Собственно регистры в список представляемой налоговым агентом отчетности не входят. Однако инспекторы при необходимости могут их запросить (ст. 93 НК РФ).

Согласно Налоговому кодексу организация представляет в инспекцию по месту своего учета документы, содержащие сведения за истекший налоговый период о доходах физлиц и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет (п. 2 ст. 230 НК РФ) (форму 2-НДФЛ по каждому физлицу).

Коды видов доходов и вычетов для заполнения формы 2-НДФЛ (приказ ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@), а также порядок ее представления (приказ ФНС России от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576@) установлены ФНС России в отдельных приказах.

Отмечу, что с 2017 года некоторые коды доходов и вычетов исключены и введены новые (приказ ФНС России от 22.11.2016 № ММВ-7-11/633@). При этом на сайте ФНС России размещена информация о применении новых кодов и при заполнении отчетности за 2016 год (https://www.nalog.ru/rn77/news/tax_doc_news/6358196/).

Срок представления формы 2-НДФЛ - ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим (п. 2 ст. 230 НК РФ). Когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, то окончанием срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

В 2016 году появилась новая форма отчетности - "Расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом" (форма 6-НДФЛ) (утв. приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@).

По ней обязаны отчитываться все налоговые агенты, в том числе лица, признаваемые налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами (ст. 226.1, пп. 2, 4 ст. 230 НК РФ).

Расчет содержит обобщенную информацию в целом по всем физическим лицам (п. 1 ст. 80 НК РФ), без конкретных персональных данных.

Его заполняют нарастающим итогом на отчетные даты: 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря и представляют в налоговую инспекцию не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом. За налоговый период расчет сдают не позднее 1 апреля следующего года (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Отмечу, если операция по выплате дохода начата в одном отчетном периоде, а завершается в другом, то она отражается налоговым агентом в расчете 6-НДФЛ того периода, в котором завершена (письмо ФНС России от 12.02.2016 № БС-3-11/553@).

Даже если организация не производила выплат физическому лицу, рекомендую представлять "нулевой" расчет по форме 6-НДФЛ несмотря на наличие разъяснений ФНС России с иной позицией (письмо ФНС России от 01.08.2016 № БС-4-11/13984@).

Каким образом проверяют отчетность налогового агента?

Правоприменительная практика исходит из того, что справки 2-НДФЛ декларацией (расчетом) не являются и камеральной проверке не подлежат (письмо ФНС России от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515).

Форма 6-НДФЛ проходит камеральную проверку (ст. 80, 88 НК РФ). При этом инспекторы хотя и не могут истребовать документы (п. 7 ст. 88 НК РФ), но, в частности, они вправе запросить пояснения в случаях выявления ошибок, противоречий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у них. Компания должна в течение пяти рабочих дней предоставить необходимые пояснения или внести исправления.

Основная масса требований о даче пояснений по расчету 6-НДФЛ ожидается по итогам налогового периода - после представления справок по форме 2-НДФЛ, в которых содержится детальная информация о каждом физлице - получателе дохода.

При обнаружении правонарушений по итогам камеральной проверки составляется акт (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Напомню, что просрочка перечисления НДФЛ приводит не только к начислению пеней, но и к взысканию с налогового агента штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению (ст. 123 НК РФ). Взыскание применяется к каждому факту неудержания, в том числе допущенного до истечения налогового периода.

Нужно ли организации представлять в инспекцию сведения о доходах, выплаченных индивидуальному предпринимателю в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности?

Нет, не нужно. Организация не признается налоговым агентом в отношении таких выплат (подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ).

"Предпринимательский" статус дохода подтверждает гражданско-правовой договор, в который включены реквизиты свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве ИП, или наличие копии свидетельства о такой регистрации (письмо Минфина России от 21.03.2011 № 03-04-06/3-52).

В каких случаях сведения по форме 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ могут быть представлены в инспекцию на бумажном носителе?

Форму 2-НДФЛ организация представляет на бумажном носителе (лично, через представителя либо почтовым отправлением с описью вложения), когда численность физических лиц, получивших от нее в налоговом периоде доходы, подлежащие обложению НДФЛ, составляет 24 человека и менее (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Для целей представления расчета 6-НДФЛ указанная выше численность проверяется за квартал, полугодие, девять месяцев и год.

Если данное требование не выполняется, то форма 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ представляются в электронной форме исключительно по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС).

Вместе с тем несоблюдение способа представления не означает, что обязанность налогового агента подать отчетность не была исполнена.

Так, инспекция не вправе отказать в приеме 6-НДФЛ на бумажном носителе организации, у которой налогооблагаемые доходы получили более 24 человек. Однако с нее будет взыскан штраф в размере 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ) за несоблюдение порядка представления расчета.

Свидетельствует ли успешная отправка отчетности (лично или через представителя, почтовым отправлением, по ТКС) о ее приеме инспекцией?

Для каждого из перечисленных способов определена своя дата, фиксирующая момент представления.

При этом представленными считаются сведения, прошедшие форматный контроль (пп. 11, 17, 30 Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц, утв. приказом ФНС России от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576@).

В зависимости от причин, вызвавших непрохождение контроля, решается вопрос о привлечении налогового агента к ответственности.

Если отчетность представляется не лично или по почте, а по ТКС, целесообразно отправлять ее заранее.

В течение 10 рабочих дней с даты отправки инспекция должна направить налоговому агенту в электронной форме за соответствующий год реестр сведений о доходах физических лиц и протокол приема сведений о доходах физических лиц, в которых могут содержаться сведения об ошибках. Запас времени позволит организации при необходимости уточнить отчетность.

Для уточнения в инспекцию следует подать только те сведения, которые скорректированы. Так, если при отправке по ТКС в протоколе приема выявлены сведения, содержащие ошибки, то повторно направляют только скорректированные (исправленные) сведения. Повторно весь файл не представляют.

Как должны представлять отчетность организации, в состав которых входят обособленные подразделения?

Налоговый кодекс предписывает сдавать отчетность в инспекции как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений (в отношении работников обособленного подразделения, а также физлиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, заключенным с организацией в лице обособленного подразделения) (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Отчетность формируется отдельно по каждому обособленному подразделению независимо от того, что организация может состоять на учете по месту нахождения обособленных подразделений в одной инспекции.

Представление отчетности в соответствующие налоговые органы может производиться как головной организацией, так и непосредственно обособленными подразделениями.

Для целей представления сведений наличие или отсутствие у обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета значения не имеет. Также не имеет значения место жительства физлица.

Возможна ситуация, когда физлицо в течение налогового периода или даже в течение месяца налогового периода работало и в обособленном подразделении, и в головной организации. В таком случае уплату НДФЛ и представление сведений производят с учетом дохода, начисленного пропорционально отработанному времени в каждом из мест (письмо Минфина России от 29.03.2010 № 03-04-06/55).

Как отчитываться при закрытии обособленного подразделения?

Налоговый кодекс не регулирует данную ситуацию. Рекомендую в течение налогового периода до момента снятия с учета представить отчетность в инспекцию по месту нахождения закрываемого обособленного подразделения за период с начала календарного года по день закрытия. Повторного направления отчетности по окончании календарного года не требуется.

Расскажите об особенностях представления налоговым агентом сведений о доходах физлиц от операций с ценными бумагами.

Брокеры, депозитарии, доверительные управляющие (ст. 226.1 НК РФ) при осуществлении операций с ценными бумагами, с финансовыми инструментами срочных сделок, выплат по ценным бумагам российских эмитентов (купоны, дивиденды по акциям) представляют сведения о полученных физлицами доходах в приложении № 2 к декларации по налогу на прибыль организаций ("Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом, от операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов" (утв. приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@)). Документ сдают только за налоговый период (за 2016 г. - не позднее 28.03.2017). Форма 2-НДФЛ по таким доходам не представляется.

При этом налоговый агент составляет отдельные справки не только в отношении каждого физического лица, но и отдельно по каждому виду дохода, который облагается по разным ставкам.

Обратите внимание, несмотря на то, что сведения подают по форме, являющейся приложением к налоговой декларации, ответственность, связанная с их непредставлением, наступает на основании статьи 126 Налогового кодекса, посвященной документу. Штраф составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Сведения о выплаченных дивидендах, не относящихся к дивидендам по акциям российских организаций, представляют по форме 2-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ; письмо Минфина России от 29.01.2015 № 03-04-07/3263).

Предположим, налоговый агент не смог полностью удержать сумму НДФЛ за налоговый период. Какие сведения он обязан предоставить в этом случае?

О невозможности удержать исчисленную сумму НДФЛ налоговый агент письменно сообщает физлицу и в инспекцию по месту своего учета не позднее 1 марта года, следующего за налоговым периодом (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Согласно разъяснениям Минфина России (письмо Минфина России от 29.12.2011 № 03-04-06/6-363) сообщение о невозможности удержать налог не освобождает налогового агента от обязанности представить сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленного, удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ. Аналогичной позиции придерживается и ФНС России (письмо ФНС России от 30.03.2016 № БС-4-11/5443).

Поскольку согласно действующей редакции Налогового кодекса речь идет об исполнении двух обязанностей - сообщить о невозможности удержания и сообщить о доходах физического лица, целесообразно дважды направить в инспекцию соответствующие справки по форме 2-НДФЛ (например, представить справку за 2016 г. с признаком "2" - не позднее 01.03.2017 и справку за 2016 г. с признаком "1" - не позднее 03.04.2017).

В справке с признаком "1" указывают суммы, включающие доходы и исчисленную сумму налога, а также неудержанные суммы налога, которые ранее были отражены в справке с признаком "2" (письмо Минфина России от 27.10.2011 № 03-04-06/8-290).

Отмечу, что ответственности за непредставление справки (ст. 126 НК РФ) можно избежать, если справка с признаком "2" содержала все необходимые сведения, подлежащие указанию в справке с признаком "1" (пост. ФАС УО от 24.09.2013 № Ф09-9209/13).

Налоговый агент не удерживает сумму отраженной в справке задолженности из доходов физлица, выплачиваемых ему впоследствии.

Что касается рассмотренных в предыдущем вопросе сведений о доходах физлиц от операций с ценными бумагами, то есть некоторые особенности направления сведений, если удержание НДФЛ оказалось невозможным.

Налоговый агент о невозможности удержания НДФЛ по итогам налогового периода обязан не позднее 1 марта следующего года письменно сообщить в инспекцию (п. 14 ст. 226.1 НК РФ). При этом форма сообщения может быть произвольной.

В каком случае налоговый агент обязан предоставить физлицу справку о полученных доходах и удержанных суммах НДФЛ?

В случае предоставления физлицом соответствующего заявления налоговый агент обязан выдать справку 2-НДФЛ (п. 3 ст. 230 НК РФ; письмо Минфина России от 01.12.2014 № 03-04-06/61255). При этом Налоговый кодекс не устанавливает сроки выдачи такой справки, а также ответственность за ее невыдачу (несвоевременную выдачу).

Однако согласно Трудовому кодексу работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи письменного заявления работника выдать ему копии документов, связанных с работой (ст. 62 ТК РФ). К таким документам могут быть отнесены и справки 2-НДФЛ.

Кроме того, Закон о персональных данных (ст. 20 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ) предписывает оператору, которым является и работодатель, организующий и (или) осуществляющий обработку персональных данных, в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента обращения работника либо его представителя, дать им возможность ознакомиться с персональными данными.

Таким образом, если речь идет о выдаче справки 2-НДФЛ по заявлению физического лица - исполнителя по гражданско-правовому договору, то налоговому агенту как оператору персональных данных следует исходить из того, что срок выдачи не должен превышать 30 календарных дней.

В качестве справки о доходах, полученных от операций с ценными бумагами, могут быть выданы:

  • сведения по форме 2-НДФЛ, в которой доходы от операций с ценными бумагами отражены наряду со сведениями о других доходах;
  • сведения по форме приложения № 2 к декларации по налогу на прибыль организаций при ее дополнении данными о налоговом агенте (при наличии доходов только от операций с ценными бумагами);
  • две справки: соответственно по "обычным" доходам и сведения о доходах от операций с ценными бумагами (естественно, при наличии таких доходов).

Может ли налоговый агент выдать физлицу справку по форме, отличной от 2-НДФЛ?

В принципе может. Ответственность за несоблюдение формы Налоговым кодексом не установлена. Например, можно выдавать физлицам справки по форме разработанного организацией налогового регистра, соответствующего всем требованиям законодательства (п. 1 ст. 230 НК РФ).

Однако если справка необходима физлицу для представления в налоговые органы, то во избежание сложностей в получении физлицом, например, вычетов лучше использовать форму 2-НДФЛ.