Конспект лекций по философии. Конспект лекций по философии Общество относится к природе

Человеческое общество - часть природы, понимаемой как универсум, как Вселенная. Оно представляет собой определенный этап в истории природы, Вселенной. И сама история общества становится частью истории Земли как природного объекта.. Иными словами, общество - продукт природной эволюции, отделившийся от природы и живущий по своим законам.

Однако «вольноотпущенник природы», пользуясь свободой воли и выбора, приобретает качество, которое противопоставляет его окружающей природной среде. Вторгаясь в природу для искусственной переработки ее материала, общество изменяет природу согласно своим интересам: селекционирует культурные растения, одомашнивает скот, пашет землю.

На путях освоения природы человечество прошло несколько этапов, каждый из которых был связан с качественными переворотами в орудиях труда. Такие качественные перевороты называют техногенными революциями. Самая ранняя из них - неолитическая - ознаменовала переход человечества от собирательной экономики к производительной. Первое вторжение человека в природу выразилось как селекция животных и растений. Наряду с дикой природой появляется природа очеловеченная: домашние животные и растения, обширные площади пашни. В междуречье Тигра и Евфрата строятся огромные ирригационные сети. Результатом неолитической революции стало разделение земледелия и скотоводства, возникновение ремесел, городов, государства. Теперь человек рассматривает природу как свою неисчерпаемую кладовую, как территорию для заселения или завоевания. Правда, зависимость сельского хозяйства от природных катаклизмов огромна. Природные катаклизмы грозят голодом и войнами за продовольствие.

В XVIII веке началась промышленная революция, скачок к машинному производству. На индустриальном этапе развития общества человек переходит к организованному, повсеместному, крупному и невосстановимому изъятию природных ресурсов для их переработки в предметы искусственного мира. Резко возрастает население Земли. Возникают огромные города-мегаполисы, производящие миллионы тонн мусора и бытовых отходов. Природные ареалы прорезаются железными и шоссейными дорогами, промышленные предприятия загрязняют атмосферный воздух

В XX веке произошла глубокая аграрная революция - в средствах производства и труда, в способах воздействия на урожайность. Внедряется машинная обработка земли и ухода за растениями, использование техники в животноводстве, широкое применение химических удобрений. Общество обеспечило себя сельскохозяйственными продуктами и сырьем. Но природа понесла серьезный ущерб в результате загрязнения рек и других водоемов, вырубки лесов, кустарников, осушения болот. Во многих странах развилась эрозия почвы, усилилось опустынивание территорий.

Мощь разума вскружила человеку голову. Идеология господства над природой выражалась в броских афоризмах: «Человек - царь природы» или «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их - наша задача». Подобная идеология привела к острому экологическому кризису, то есть конфликту между природой и человеческим обществом. Истоки кризиса лежат в бурном развитии экономики и техники индустриального общества, которое подошло к такой точке, когда дальнейший рост стал несовместим с задачей сохранения биосферы Земли.

Возникает вопрос: а можно ли было избежать такого конфликта? На него с большой долей уверенности можно ответить: «Нет». Экономический рост всегда был приоритетным в истории человечества и особенно ускорился в ходе промышленной и научно-технической революций.

Пальма первенства по самым разрушительным показателям принадлежит высокоразвитым индустриальным странам. На их долю приходится 20 % населения планеты, которые потребляют 80 % природных ресурсов. Если все страны мира будут следовать модели потребления, принятой в индустриальных странах, то для удовлетворения потребностей 7 млрд населения Земли потребуется пять таких планет, как наша. Кризис окружающей среды стал закономерным результатом развития индустриального общества, его ценностей и целей. В повестке дня мирового сообщества возник вопрос о «доминантной социальной парадигме», то есть об изменении господствующих целей развития общества. Поэтому постиндустриальная, информационная революция, происходящая сегодня, сопровождается осознанием экологических рисков и возникновением массовых экологических движений. У многих людей появились совершенно новые потребности, сформировался спрос на экологически чистые продукты.

Государства Западной Европы и США осуществили ряд экологических программ, в результате чего при росте экономики удалось снизить нагрузку на окружающую среду. В России принята целая система законодательных актов и создана система государственных органов по защите окружающей среды.

В настоящее время существуют две стратегии выхода из экологического кризиса. Первая - создание экологической экономики. Стержень данной стратегии можно выразить простой формулой: сохранение и восстановление окружающей среды - экономически выгодно, рентабельно и не снижает объемы производства. Такой стратегии придерживаются индустриально развитые страны, создавшие целую систему ресурсосберегающих технологий.

Другую стратегию предлагает ряд ученых из России. Суть ее в следующем: в нашей стране сохранились огромные территории нетронутых экологических систем, первозданной природы - около 60 % всей территории России. Сохранение этих экосистем и восстановление других должно стать главным вкладом России в поддержание устойчивости биосферы в глобальных масштабах. Данная стратегия отводит второстепенное место технологической стороне разрешения кризиса, то есть созданию ресурсосберегающих технологий.

Вопрос

Каков ваш вклад в охрану окружающей среды? Насколько вы готовы к самоограничению ради сохранения устойчивости биосферы?

В двух основных смыслах. В широком смысле - это весь материальный мир в многообразии его форм, включая и общество. В узком смысле - это совокупность материальных систем, которая относительно противостоит обществу, как относительно обособившейся и развивающейся по собственным законам части материального мира. Именно в таком смысле мы, прежде всего, и будем его употреблять.

Общество - это целостная самоорганизующаяся система взаимодействий людей в процессе осуществления их специфической жизнедеятельности. Наиболее устойчивыми и значимыми формами выступают общественные отношения, в которых индивидуальное сведено к социальному.

Жизнедеятельность и развитие общества происходят в органическом единстве с природой, частью которой оно является.

Во-первых, человек и общество связаны с природой своим происхождением, поскольку «вышли» из природы в результате ее длительной эволюции.

Во-вторых, относительно выделившись из природы, они продолжают зависеть от нее, поскольку само их существование обеспечивается обменом веществ и энергией с природной средой.

В-третьих, природа дает обществу необходимые для осуществления производственной деятельности силы и материалы.

В-четвертых, как среда обитания и материальная основа для производственной деятельности природа влияет на темпы развития производительных сил общества, а в отдельных случаях и на направление этого развития.

В-пятых, вся история общества представляет собой, в конечном счете, историю «покорения» природы человеком.

Наконец, в-шестых, взаимодействие общества и природы имеет для человека не только производственное, но также нравственное, эстетическое и научное значение.

Человек и общество прежде всего взаимодействуют с той частью природы, которая вовлечена непосредственно в процесс человеческой жизнедеятельности. Эта часть природы получила отражение в понятии «географическая среда». При этом общество (человек), осуществляя свою историческую жизнедеятельность, постоянно раздвигает границы своего взаимодействия с окружающей его природной средой, в результате чего и само понятие географической среды не остается неизменным, постоянно расширяясь.

Географическая среда влияет на общество не только прямо и непосредственно, но, прежде всего, опосредствованно, через общественное производство, связывающее между собой природу и общество. При этом влияние географической среды на общество и его развитие порой бывают столь велики, что ряд ученых в XVIII-XIX вв. (Ш. Монтескье , Г. Бокль , Л.И. Мечников и др.) разрабатывали теории, составившие направление в социологии, называемое «географическим детерминизмом». Согласно им именно географические условия (климат, особенности почвы, наличие других природных ресурсов) оказывают определяющее влияние на психические особенности людей и даже на весь уклад общественной жизни.


Однако, при всей огромной значимости географической среды для жизни людей, роль ее в развитии общества, во-первых, не является определяющей и, во-вторых, исторически меняется.

Марксистская философия не ограничивает культуру духовной областью. Она рассматривается как специфическая характеристика определенного уровня развития общества, один из показателей общественного прогресса. При этом культура включает в себя как вещественно предметные и духовные результаты деятельности, так и реализуемые в деятельности людей их субъективные способности и возможности, являясь показателем развития творческих сил общества и человека.

Во многих современных определениях культуры высказывается мысль, что культура - спееифический способ развития социальной жизнедеятельности человека, представленный в продуктах материальной и духовной деятельности. Однако культура включает в свое содержание не только деятельность и ее результаты, но также их оценку человеком, как и оценку собственных творческих способностей сквозь призму своих идеалов, целей, установок. Таким образом, ценностная ориентация является важным компонентом культуры.

Культура - сущностное, родовое качество человека. Природа дала ему телесную организацию, которая является биофизическим базисом для культурного освоения мира и обеспечивает саму возможность человеческой жизнедеятельности. Культура же определяет качественное отличие ее от биологических форм жизни. При этом, используя свой потенциал, человек не только производит культурно-предметный мир, но одновременно созидает и развивает самого себя, выступая тем самым как творцом культуры, так и ее творением.

В процессе деятельности человек вступает в отношения с природой, обществом, самим собой. В результате создаются материальные и духовные ценности. В соответствии с этим возможно разграничение культуры на материальную и духовную. Первая связана с предметно-практическим освоением человеком природы. Она включает всю совокупность материальных благ, средства их производства и способы овладения ими. Вторая охватывает формы, способы и результаты деятельности по созданию духовных ценностей, проявляя себя в науке, образовании, искусстве, нравственности, различных формах художественной деятельности и т.д.

Выделение указанных родов культуры не означает их полной обособленности, они находятся в органическом единстве, взаимодействуют, влияют друг на друга. Так, многие образцы духовной культуры воплощаются в материальной форме (живописные полотна, скульптура, архитектурные ансамбли и т.п.), зависят от уровня, достигнутого материальной культурой (материальная оснащенность науки, системы образования, других видов духовно-творческой деятельности). В свою очередь, духовная культура влияет на степень развития культуры материальной. Культура материального производства, например, в значительной степени определяется уровнем научного знания, интеллектуальными, нравственными и художественными характеристиками производителей.

Связь и взаимодействие материальной и духовной культуры проявляется также в том, что продукты материальной деятельности для того, чтобы стать культурными ценностями, должны быть переведены в сферу духовности. Поэтому культуру часто отождествляют с духовными явлениями,ставят между ними знак равенства. Однако такое отождествление вряд ли можно считать правомерным, ибо в этом случае полностью из культуры исключается все богатство материальных ценностей, созданных и накопленных человечеством.

Общества нет там, где нет культуры (как, впрочем, и наоборот). Как культура, так и общество - целостности надбиоогические, их основа - единство культурных норм. В культуре аккумулируется накопленный человечеством опыт жизнедеятельности. Благодаря приобщению к ней происходит усвоение данного опыта. Так люди включаются в систему общественных отношений.

Опыт человеческой жизнедеятельности осваивается каждым новым поколением людей в упорядоченной и организованной форме, как определенная программа. Однако деятельность человека не является автоматическим, бессмысленным воспроизведением уже имеющегося опыта. Культура не навязывается индивиду, а усваивается им, а будучи усвоена, служит основой его будущей деятельности, в том числе и по производству новых форм культуры.

Осмысление культурного опыта находит выражение в определенных идеях. Они составляют смысловой пласт культуры, ту ее часть, которая содержит ответы на вопрос «для чего» осуществляется деятельность. Они выступают в форме общественного и личного идеалов, становятся внутренними мотивами деятельности людей.

ВОПРОСЫ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

1. О природе и сущности человека

Человека изучают много областей современной науки: антропология, анатомия, физиология, психология, педагогика, юриспруденция и др. Философия в этом цикле человековедческих дисциплин играет особую роль, давая синтетическую картину человека и выделяя понятия природы человека и его сущности, являющиеся центральным для философской антропологии, т.е. области философии, направленной на постижение феномена человека. Эти два понятия, на первый взгляд, близки между собой, однако различаются в философской антропологии .

Говоря о природе человека, мы прежде всего стремимся постичь отличия человека от естественного бытия и, прежде всего, от животных. При этом и бросается в глаза двойственность человеческой природы, в связи с чем она характеризуется в современной философии как биосоциальная. Ведь будучи частью природы, человек способен выходить за пределы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. Он принадлежит к разным мирам одновременно - природе и обществу, телесному и духовному.

Двойственность человека, его принадлежность одновременно и к миру природы, и к миру общества, осознавалась уже на ранних этапах человеческой истории в понятиях «тело» и «дух». Каждая эпоха по-своему понимала их специфику. Это имело огромное значение для осмысления таких явлений в жизни человека Жизнь, Смерть, Болезнь, Страх, Вера, Эрос, Эти понятия относятся к экзистенциальным сущностям человеческой жизни.

Строго говоря, в человеке можно выделить три автономных пласта: биологический, психический и социальный. Биологический выражается в физиологических, генетических, нервно-мозговых и некоторых других процессах, идущих в организме человека. Под психическим понимается внутренний духовный мир человека - его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т.д. Социальное основание человека выделяет тип его взаимосвязей в обществе, исторические типы личности, межличностные контакты. Ясно, что ни один из этих аспектов по отдельности не раскрывает нам феномен человека в его целостности..

Как биологическая единица человек представляет собой организм. Однако человек есть не только организм. Он субъект разнообразных социальных отношений! Но исследуя его лишь как социальную единицу, мы потеряем его связи с природой, Космосом, Универсумом. Организм и личность - две нераздельные стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к истории человечества, к культуре.

Понятие же сущности человека выражает то, что определяет его основное качественное отличие по отношению к этой действительности. В истории философии в качестве таковой рассматривались и разум, и речь, и мораль, и целый ряд других особенностей человека как рода. Однако все они не даны человеку с рождения, а являются, результатом общественной жизни человека, его «вхождения» в систему общественных отношений, появление и развитие которых связано с переходом наших животных предков от приспособительного к практической, преобразовательной деятельности и ее дальнейшим историческим развитием. Это и нашло свое отражение в Марксовом определении сущности человека как совокупности (ансамбле) всех общественных отношений, формирующих то или иное отношение человека к миру в разные исторические эпохи.

Преобразуя окружающую его действительность, человек создает «вторую», очеловеченную природу - мир культуры. При этом он проявляет себя как разумный и свободный, ибо способен действовать «по меркам любого вида» и творить не только по законам целесообразности, но и по законам красоты.

Разумеется, в каких-то частных исследованиях может быть допущено известное смещение акцентов анализа в сторону либо биологического, ибо социального начал в человеке, но в целостном философском анализе его природы и особенно сущности следует исходить именно из единой основы человека. В противном случае наблюдается явный крен в сторону абсолютизации биологической составляющей человека (биологизаторские концепции) или социальной его составляющей (социологизаторские концепции).

Примером тенденции к биологизаторству могут служить работы австрийского психотерапевта Зигмунда Фрейда , который выделил три основных пласта структуры личности и психики человека: первый, самый мощный (ОНО) находится за пределами сознания, сохраняя прошлый опыт, биологические влечения и страсти, неосознанные эмоции (бессознательное). Здесь доминирует половой инстинкт (Эрос), как созидающее начало, и неосознанное влечение к смерти (Танатос) - разрушающее начало.

На этот базис надстраивается слой ЭГО (Я), включающий сознание конкретного человека. Третий пласт - СУПЕРЭГО (сверх-Я) - выработанные в обществе идеалы, социальные нормы, правила и запреты. В ответ на греховные неосознанные побуждения ОНО терзает Яупреками, чувством вины. Как видно, идеи З.Фрейда не лишены смысла, они верно затрагивают малоисследованные слои человеческой психики, мотивации поведения, однако сама мысль о первичности и управляющей роли бессознательного в человеческом поведении является малообоснованной.

Другая крайность - социологизаторство - в немалой степени была представлена в учениях французских просветителей XVIII в., рассматривавших человека как продукт общественных обстоятельств и воспитания. На практике (и это хорошо было видно в нашем недавнем историческом прошлом) такое понимание закономерно приводило к излишнему увлечению процессами воспитания человека в определенном направлении, преувеличению роли общественного воздействия на него при явно недостаточном внимании к проблемам нормального биологического и психологического развития людей.

Некоторые философы приписывают такой подход и марксистской концепции человека, Однако К. Маркс сам подверг резкой критике его за непонимание активной роли самого человека в своей самореализации. Он отмечал при этом, что его представители не понимают или забывают, что обстоятельства изменяются самими людьми, а воспитатель сам должен быть воспитан.

Обосновывая марксистскую диалектико-материалистическую концепцию социальной сущности человека, следует обратить внимание на то, что, признавая действительную сущность человека в его общественной жизнедеятельности, не надо забывать, что «бытие людей есть результат того предшествующего процесса, через который прошла органическая жизнь» (Маркс).

В современной философии нет существенных разногласий по этому Марксову положению. Большинство ученых согласны и с тем, что развитие, как общества, так и человека в нем идет главным образом по законам не природным, а социальным, Поэтому сущность, как, впрочем, и природа человека, несомненно, социальны. Однако при этом нужно обязательно подчеркнуть, что социальное ни в коем случае нельзя понимать как нечто, хотя и вышедшее из природного, но в дальнейшем обособившееся от него, самодовлеющее и мистифицированное.

Иначе говоря, как какие-то, существующие вне деятельности реальных людей и господствующие над ними общественные отношения. Такое понимание действительно требует особого учета биологического фактора при анализе природы и сущности человека, поскольку в нем явно просматривается социологизаторский подход. Но дело состоит в том, что сами общественные отношения есть и результат, и форма деятельности живых людей, преследующих свои цели и удовлетворяющих свои многообразные потребности. В числе этих потребностей генетически первичную и содержательно далеко не последнюю роль играют потребности человеческого организма.

Социальное, таким образом, следует понимать как высший из известных на сегодняшний день уровень развития материи, в котором «снимаются» все низшие, в том числе и биологический, выступающий необходимой предпосылкой и важнейшим условием существования и развития социального.

2. Предназначение человека, его ценности и смысл жизни

По этой проблеме существует два принципиально различных решения. Первое - объективистское. В его основе лежит представление о изначально непоколебимом Миропорядке, в котором уже заранее предначертаны все акты любой общественной и личной судьбы. Миром управляет Бог, Дух, Разум, законы Природы и т.д., а человек должен лишь осознавать это и найти «зазор» для относительной своей самостоятельности, которую он и будет считать свободой. Второе решение - субъективистское. Оно во главу угла ставит субъективность человека, его самодеятельность, творчество.

В «чистом виде» эти подходы характеризуют полярные позиции. В реальной же жизни приходится считаться и с объективными условиями бытия, и с миром субъективных творческих потенций. Человек в одно и то же время может рассматриваться как объект и как субъект, как уникальное и неповторимое создание и природы, и общества.

И.Кант сформулировал три основных вопроса, на которые необходимо дать ответ любому мыслителю, постигающему сущность человека и человечества: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться?

Человек не имеет заранее определенной жесткой программы своей жизнедеятельности, а реализует себя в той или иной степени свободно, руководствуясь теми или иными нравственными, правовыми и другими запретами и предписаниями. Он способен различать добро и зло и принимать решения на основе ответственности и совести. Человек в своей деятельности выходит за рамки утилитарных потребностей, создает мир идеалов и ценностей.

Ценности - это значимые для людей объекты. Ценностное отношение формируется в процессе производственной деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей, идей. Основной ценностью при этом выступает сам человек при всем многообразии его жизни и деятельности. Вещи являются вторым феноменом мира ценностей. Но сами по себе, в ценностном отношении они нейтральны, ибо ценностное отношение к возникает всегда в том или ином социальном контексте. Идеи относятся к сфере духовных ценностей, составляя ее основу.

Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия. Моральные и эстетические ценности считаются высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей. Для моральных ценностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. В истории человечества было несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы ценностей: гедонизм, аскетизм, утилитаризм.

Система наивысших для человека ценностей, определяющих его отношение к миру, реализующееся в поступках, и составляет смысл жизни . Содержание смысла жизни человека не остается неизменным, оно не может не меняться с возрастом, с ростом опыта и знаний и даже общественного положения. Оно не остается стабильным и с позиции общественной его оценки, в том числе и в истории. В разных типах культур давался разный ответ на вопрос: в чем смысл жизни человека?. Для одних, это постижение Бога и таинств, для других - общественное служение, для третьих - забота о ближних...

На первый взгляд, весьма привлекательной является позиция, согласно которой смысл жизни человека состоит, прежде всего, в труде на благо общества. Тем более, что в советский период развития нашей страны такой подход усиленно проводился всеми пропагандистскими средствами. Однако при этом как бы забывается собственно развитие самого человека как самостоятельной и целостной личности. Его пытались превращать в послушный винтик общественного целого, манипулировать им в каких-то произвольно заданных «социально-значимых» целях.

В современных условиях многие мыслящие люди так или иначе приходят к идее о том, что смысл жизни - в полноте творческой самореализации человека. А именно, в деятельности продуктивной, сознательной, утверждающей в человеке чувство хозяина своей судьбы, порождающей в нем уверенность в полноте бытия, в осмысленности и оправданности своего существования.

Таким образом, при всех зигзагах исторического развития человечество движется по пути гуманизации отношений людей, утверждения общечеловеческой системы ценностей, признания ведущей роли личности в прогрессе. Конкретные смыслы жизни могут меняться в ходе развития человека, главное - творить, реализовываться, развиваться, не стоять на месте.

3. Личность: свобода и ответственность

Рассмотрение проблемы логично начать с уяснения самого понятия «личность», для чего следует соотнести его с такими на первый взгляд близкими к нему понятиями «человек», «индивид» и «индивидуальность». С помощью данных понятий человек характеризуется сначала как особь, затем как уникальность (проявляющуюся во всем богатстве его особенностей), в последней своей ипостаси, выступая в качестве личности, человек как бы вбирает в себя все многообразие социальных связей и отношений.

Личность характеризуется уникальным сочетанием природных свойств индивида и социальных качеств, формируемых в том или ином обществе. В этом смысле личность представляет собой синтез чувственного и сверхчувственного, т.е. того, что не фиксируется органами чувств, но реально влияет на поведение человека. Становление личности происходит в процессе социализации, т.е. усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества.

Человек учится выполнять особые социальные роли, которые имеют ярко выраженный культурный контекст и сильно зависят от стереотипов мышления. В европейской традиции становление личности шло через этапы осознания чувств страха и стыда (античное общество), любви к Богу, греховности, корпоративной морали (феодальный мир), утверждение самоценности человеческой индивидуальности и появление феномена отчуждения (Новое время).

Однако процесс становления и развития личности происходит не только за счет социализации, но и путем индивидуализации. Об этом долгое время очень мало писалось в нашей философской литературе. Вместе с тем сегодня вполне понятно, что без полноценной индивидуализации просто невозможно становление нормальной развивающейся личности. Ведь личность ценна не только как социальное существо, но и как индивидуально-самобытное, уникальное.

Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Разнообразие человеческих индивидуальностей поразительно. Однако подлинный смысл человеческой уникальности связан более с внутренним духовным миром человека, чем с его внешними биологическими характеристиками. Уникальные черты личности связаны как с наследственными особенностями (дарования, тип характера), так и с неповторимыми условиями микросреды, в которых формируется личность.

Все это создает неповторимый личностный опыт. Индивидуальность есть не простая механическая сумма всех особых характеристик личности, но их сплав, устойчивая система. Она не имеет завершенного характера, ибо в течение своей жизни человек постоянно развивается, совершенствуется. Сегодня вполне ясно, что разнообразие человеческих индивидуальностей - принципиальное условие успешного развития современного общества.

В структуре личности можно выделить:

1) физическую личность или «физическое «Я» как телесную организацию человека, основывающуюся на телесных свойствах и самоощущениях;

2) социальную личность, складывающуюся в общении людей и вырастающую из системы социальных ролей;

3) духовную личность - внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни приобретать доминирующее значение, образуя определенные социальные типы личностей.

Можно выделить также определенные социальные типы личности:

Деятели, для которых характерны активные действия, выражающиеся в изменении мира, других людей и самого себя;

Мыслители, мудрецы, которые приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять;

Люди чувств и эмоций, гениальные прозрения которых зачастую опережают научные прогнозы и прорицания мудрецов;

Люди, сделавшие делом своей жизни милосердие, они характеризуются обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека и желанием служить людям.

Естественно, что большинство людей сочетают в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. Выбор личностного пути и поля его деятельности - это результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне свободы.

Взаимоотношения человека и общества существенным образом менялись в ходе истории. Вместе с этим менялось и конкретное наполнение содержания личности, ее взаимосвязей с обществом, соотношение свободы и ответственности в ее социальной деятельности.

Свобода - это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями.Свобода личности может быть рассмотрена в различных аспектах: этическом, политическом, экономическом и др. Философский аспект связан с решением вопроса о том, насколько детерминирована и самоопределяема личность в своих поступках. В ответе на данный вопрос сталкиваются две противоположные концепции - социального детерминизма и индетерминизма. Жаркие споры между представителями этих концепции не утихают еще со времен античности.

Первая из указанных концепций исходит из того, что универсальная причинно-следственная связь полностью определяет как мысли, так и поступки личности. Такая позиция фактически ведет к фатализму, т.е. вере в судьбу. Вторая же концепция полностью или частично отвергает такую детерминацию, считая, что действия личности зависят прежде всего от его свободной воли, что ведет фактически к волюнтаризму, т.е. к оправданию своеволия, доходящего до произвола.

Пытаясь преодолеть сложившееся противоречие, Спиноза в свое время определял свободу как познание необходимости: чем полнее и глубже познает личность закономерности окружающей его действительности, тем более свободна она в выборе своих действий. Гегель с диалектических позиций преодолел метафизическое противопоставление необходимости и случайности, показав, что случайность - не продукт нашего незнания, а существует объективно и является формой выражения необходимости, ее дополнением.

Используя эти положения классиков философии, диалектический материализм не отрицает свободу волеизъявления человека, но ограничивает ее строго детерминированной системой реальных объективных возможностей. В границах этих возможностей личность свободна делать свой выбор. Иногда это ведет к диаметрально противоположным последствиям. Но это всегда выбор самой личности, которая должна нести за него ответственность (политическую, экономическую, правовую или нравственную) перед обществом и перед собой. Мера такой ответственности может оказаться чрезвычайно большой.

Провозглашая высшей ценностью права и свободы человека, правовое государство обязуется их соблюдать и защищать. В свою очередь каждый гражданин имеет обязанности перед другими людьми, обществом, государством, поскольку как без прав нет и не может быть обязанностей, так и без обязанностей нет и не может быть прав в нормальном обществе.

Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов:

Это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой;

Это бегство от мира, когда человек, будучи не в силах обрести свободу среди людей, бежит в монастырь, в свой мир;

Человек адаптируется к миру, жертвуя своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы;

Отношения совпадения интересов личности и общества в обретении свободы.

От гр.: a - не и gnosis - знание

От лат. transcendere - выходящий за пределы чувственного опыта.

От гр. apologias - оправдание, защита

От лат. pater - отец

От гр. teos - бог и logos - учение, т.е. богословие.

От лат. schole - школа

От лат. realis - действительный.

От лат. nomina - имя, название.

От гр. theos - Бог, kratos - власть

От лат/ humanus - человеческий.

От гр. рan - все, theos - Бог

От гр. empeiria - опыт.

От лат. induktia - наведение.

От лат. ratio - ум, разум.

От лат. deduktio - выведение.

От лат. sensus - ощущение.

От лат. apriori - до опыта, изначально

Название происходит от имени древнегреческого бога Гермеса, умеющего истолковывать волю богов.

От лат. verus - истинный и facio - делать

От лат. falsus - ложный и facio -делать

От гр. paradeigma - пример, образец

От гр. nous - разум и sphaira - сфера

От гр. «антропос» - человек, лат. «социум» - общество, гр. - «генезис» - происхождение, развитие. - триединый взаимосвязанный процесс возникновения человека и общества.

От лат. «скепсис» - сомнение

Природа, в предельно широком значении - все сущее, существующее в бесконечном многообразии своих проявлений. В этом смысле понятие "природа" выступает как синоним понятий Вселенная, материя, бытие, объективная реальность.

Общество - в широком смысле используется в философской и социологической литературе для обозначения всей совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

В своем развитии (эволюции) от простого к сложному, от низшего к высшему природа проходит ряд ступеней, которым соответствуют определенные структурные уровни материи. Простейшими из известных современной науке форм материи являются элементарные частицы и поля, составляющие космическую среду. Определенные виды элементарных частиц (нуклоны) формируют атомные ядра, а последние, вместе с электронами, - атомы, т.е. химические элементы. На планетах могут создаваться условия для возникновения и эволюции еще более высокой ступени развития материи - органического мира. Живое вещество, развиваясь во взаимодействии с окружающей средой, оказывает обратное организующее и преобразующее влияние на эту среду. По мере развития органического мира возникает особая планетная оболочка - биосфера, включающая живое вещество как организующий элемент и неживое, охваченное его влиянием, возрастающим в процессе эволюции (это проявляется, в частности, в установленном В.И. Вернадским росте биогенной миграции химических элементов).

Самый существенный скачок в развитии природы связан с возникновением и развитием общества, которое есть (обособившаяся) часть природы в широком смысле слова. Общество, формируясь на основе биосферы, приобретает ряд принципиально новых черт и потому оно есть особая часть природы, относительно противопоставленная всей остальной природе.

Общество выступает как особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп.

Специфика взаимосвязи природы и общества приводит к употреблению термина "природа" в более узком значении, в котором он обозначает относительно противостоящую обществу природу; природа в этом плане - синоним природной среды (на земном шаре - географической среды).

В эволюции процесса взаимодействия природы и общества можно выделить ряд крупных этапов. На раннем этапе формирующийся человеческий род, подобно всем животным, непосредственно присваивает готовые продукты. На последующем этапе, который можно назвать допромышленным (древняя и средневековая история) на основе стихийного использования природных ресурсов происходит медленное развитие производительных сил. На промышленном этапе эволюции наступает качественный перелом во взаимоотношениях природы и общества, который связан с тем, что природные ресурсы перестают быть практически неисчерпаемыми. Общество переходит от стихийного потребления природных ресурсов к организации целенаправленного хода природных процессов, т.е. производству благоприятных для человека природных условий.

Формирование особой, организованной человеческим трудом естественно-исторической среды - сферы взаимодействия природы и общества - существенная черта качественного перелома в их взаимодействии.

В 20 в. понятие о сфере взаимодействия природы и общества под различными наименованиями (техносфера, антропосфера, социосфера, ноосфера), получило развитие в различных отраслях знания. Понятие ноосфера (греч. нппт - разум), употребляемое Владимиром Вернадским, подчеркивает важнейшую сторону следующего процесса: первостепенную активную роль сознания, науки в процессе взаимодействия природы и общества (преобразование одного другим, даже - подчинение, но в целом - противопоставление). В становлении ноосферы, наряду с научно-техническим, первостепенную роль играет социальный фактор. Ноосфера, рождаясь в рамках планеты, по своей сути - не планетная, а космическая (по социальному охвату природы) область. Появление общества отнюдь не подразумевает коренного преобразования самих законов природы - "... на каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой,... что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять" (Энгельс, "Диалектика природы"). То есть господство, подчинение природы человеческим обществом происходит не за счет изменения ее законов, а за счет знания их и умения ими пользоваться в своих целях, что стало пониматься равносильным власти над природой (ее управлением). Сам человек - биосоциальное, или природно-общественное, существо, и в той мере, в какой он подчиняет или преобразует природу, он в той же мере воздействует и на свою природу (тело) своим сознанием (разумом). Разум (в форме языкового, логического мышления) в человеке является выражением общественной силы (истории), которая начинает значительно изменять саму природу человека (теория культурно - исторического развития Выготского) путем перевода его биологических свойств в биографические (социальные; напр., физическая память заменяется логической, физическая сила интеллектуальной).

К такому пониманию природы человек приходит в ходе своей истории. Формы восприятия природы можно указать в плане ее философско-научного осмысления:

Античность: Природа понималась как подвижное, изменяющееся, самодвижущееся целое; человек мыслился как одна из ее частей.

Средневековая христианская культура: Окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое чем сам человек, так как только он наделен божественным началом - душой. Более того, природа нередко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека выступала как божественное начала (души) с греховным природным началом (телом). И это служило оправданием для негативного отношения к природе. Природа начиналась как нечто неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу (полагают, что такие воззрения на природу, ее подчиненное положение и неразумность были использованы гораздо позднее и в другую уже эпоху (индустриальную и постиндустриальную) для оправдания вмешательства человека в природу и стремление ее преобразовать, очеловечить, подчинить, завоевать).

Эпоха Возрождения: отношение к природе меняется, человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения, вдохновения.

Период становления промышленного капитализма: Природа начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая из которой человек может черпать без меры и без счета. Эти воззрения преобладали до середины 20 века, когда начали понимать всю опасность такого отношения к природе.

Одна из актуальных тем современного обществознания - взаимоотношения общества и природы. И природа, и общество всегда вызывали интерес у философов. В отечественной науке примерно до середины XX в. эти объекты рассматривались, преимущественно, в двух аспектах: историческом и экономическом. Исторический аспект означает анализ условий и путей возникновения и развития общества. Экономический аспект подразумевает изучение ресурсов природы и возможности их использования для удовлетворения потребностей людей.

Но во второй половине XX в. заметно усилилось внимание к негативному для человека воздействию промышленного производства на природную среду. В этой связи становится все более актуальным третий - природоохранительный аспект.

Разумеется, эта проблема существовала и раньше, но она не носила столь острого и повсеместного характера (аварии трубопроводов, танкеров, химических и других опасных производств и т. и.) Поэтому и возникла острейшая глобальная проблема: «Возможно ли выживание человечества в современных условиях?». Прежде чем рассматривать эту проблему, определим основные понятия.

В научной литературе понятие «природа» используется в нескольких смыслах.

Природа (в широком смысле) - это весь мир, Вселенная.

Природа (в узком смысле) - это весь материальный мир, за исключением общества.

Существует ещё более узкое понятие.

Природа - это часть мира, с которой вступает во взаимодействие общество, в этом смысле говорят об окружающей среде.

Понятие «общество» также употребляется в узком и широком смысле.

Общество (узкий смысл) - это совокупность людей, объединенных многообразными связями (материальными и духовными).

В этом смысле понятие «общество» имеет синоним «антропосфера».

Общество (широкий смысл) - люди и часть природы, с которой они взаимодействуют. Здесь синоним - «социосфера».

В понятие «социосфера» включаются предметы как естественной, так и искусственной природы. Таким образом, общество одновременно и включено в природу, и противостоит ей. Это противоречивое положение явилось источником различных позиций человека по отношению к природе.

В философских воззрениях на природу, на ее сущность можно выделить две крайние, противоположные точки зрения. Одна из них рассматривает природу лишь как хаос, царство слепых стихийных сил, случайности. Другая исходит из того, что в природе господствуют строгие закономерности.

Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природы определялась степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими, религиозными и иными воззрениями. В античности природа рассматривалась как образец совершенства, как образование более высокое, превосходящее человека и его творения. Естественная гармония природы вызывала восхищение и желание во всем подражать ей. Человек и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было познать природу и стремление жить в согласии с ней (эпикуреизм, стоицизм). В Средние века взгляды поменялись. Природа и человек, рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенный бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. И речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира. В эпоху Возрождения природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется разрушающей и порочной цивилизации. В XVII-XV1I1 веках начинают бурно развиваться науки, ставятся и проводятся многочисленные опыты и эксперименты, направленные на становление и развитие производства. В философских воззрениях Нового времени, и в практических действиях всё более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений человека и природы. Центральная идея - человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. Появлению и доминированию таких идей способствовала все увеличивающаяся техническая и энергетическая мощь общества.

Подход к природе лишь как к средству достижения человеческих целей сохранился и все более усиливался, вплоть до середины XX в. И лишь уже на рубеже потенциальной глобальной экологической катастрофы, стала очевидной задача поиска разумного баланса в отношениях общества и природы, соответствующего осмысления происходящих процессов.

Взаимодействие людей с природой рассмотрим с помощью соответствующих понятий.

Географическая среда - это растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли, т.е. та часть природы, которая вовлечена в сферу жизни общества.

Г еографическая среда оказывает существенное влияние на самые различные стороны жизни общества и, прежде всего, на развитие материального производства. Многообразие природы издавна стало естественной основой разделения труда человека (охота, рыбная ловля, земледелие, скотоводство, добыча полезных ископаемых и т.д.). От особенностей природной среды зависят конкретные направления человеческой активности, в частности развитие тех или иных отраслей производства в различных странах и на континентах.

Большое значение в жизни общества играет окружающая среда. Это более широкое понятие, чем географическая среда. В структуру окружающей среды входят две важнейшие составляющие: естественная и искусственная среды обитания.

Под естественной средой обитания подразумевают неживую и живую части природы, т.е. геосферу и биосферу.

Геосфера - это одна из концентрических оболочек Земли: атмосфера, гидросфера, земная кора, мантия Земли и ядро Земли. Каждая из геосфер изучается отдельной наукой.

Биосфера есть сфера бытия всего живого. Она включает в себя как сами живые организмы, так и сферу их обитания (верхняя часть земной коры, вода, атмосфера). Положительные для человека результаты освоения и преобразования естественных природных богатств неоспоримы. Это, прежде всего, рост материальных и духовных ценностей общества, более высокий уровень жизни. И все это было взято человеком у природы непосредственно или в преобразованном виде. Но человек не смог бы стать разумным существом, если бы не научился создавать и нечто свое, то, чего нет в природе.

Искусственная среда обитания - это все то, что создано самим человеком: самые разнообразные предметы, а также выведенные им в результате селекции и одомашнивания животные и растения.

С развитием общества значение для человека искусственной среды обитания все более растет. Однако динамика роста искусственной среды обитания и ее влияния на окружающую природу не могут не беспокоить. Объем технической массы (вес всего созданного человеком) уже на порядок превышает биомассу (вес всех живых организмов). Растущее влияние общества на природу получило своё отражение в учении В.И. Вернадского о ноосфере.

До настоящего времени история взаимодействия природы и общества прошла два главных периода. Сейчас человечество встало перед необходимостью перехода к третьему периоду. Основанием для периодизации служит фактор, определяющий это взаимодействие. Общая периодизация такова.

  • 1. Биогенный (адаптационный) период, около 2 млн - около 30 тыс. лет назад.
  • 2. Техногенный (преобразовательный) период продолжается до настоящего времени.
  • 3. Ноогенный (системно-преобразовательный) период.

Первый и самый продолжительный период охватывает время:

«человек умелый» (примерно до 2 млн лет назад), «человек прямоходящий» (примерно до 1 млн. лет назад) и «человек разумный» (примерно до 30 тыс. лет назад). Определяющим фактором в жизни людей в то время была биосфера. Отсюда и название периода. Древние люди вынуждены были приспосабливаться (адаптироваться) к природным условиям. Уже тогда они наносили ущерб окружающей их среде. В основном это были лесные пожары, истребление некоторых видов животных и растений в местах проживания. Конечно, эти явления носили локальный характер и довольно быстро компенсировались естественными процессами.

Эти проблемы отчасти разрешились при переходе от присвоения природных продуктов к их производству. Речь идет о развитии земледелия и скотоводства. С этими изменениями связано начало второго этапа в отношении общества к природе. Поскольку определяющим фактором здесь стали искусственные орудия {техника), постольку так и называется период. В этот период преобразование природы приняло большие масштабы (уничтожение лесов ради пашни, селекция животных и растений, появление искусственных сооружений и т.д.). Отсюда и второе название данного периода.

Положение людей в борьбе со стихийными силами природы значительно упрочилось. Однако преобразования природы носили стихийный характер, поэтому возрос ущерб окружающей среде. Учащались пожары лесов и степей, все живое там гибло; пастбища деградировали, пахотные земли подвергались эрозии. Именно к этому времени относится появление пустынь в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Эти изменения связаны с аграрным этапом техногенного периода.

Возникновение мануфактурного производства дало начало индустриальному этапу техногенного периода. Промышленность в массовом масштабе стала производить вещи и процессы, которых в естественных условиях не существует. При этом создаются не только нужные человеку продукты, но и множество побочных продуктов производства - отходов. Эти отходы с усложнением промышленных технологий всё чаще становятся не просто лишними, но и очень опасными. Таким образом, загрязнения окружающей среды из локальных превращаются в региональные, а затем и в глобальные. Человечество из-за своих несбалансированных отношений с природой становится на грань экологической катастрофы.

Что такое экология? Этот термин впервые употребил в 1866 г. немецкий биолог Э. Геккель (1834-1919).

Экология (по Геккелю) - учение о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой.

Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. Этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX столетия. Однако сегодня мы фактически говорим уже о социальной экологии.

Социальная экология - наука, изучающая проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

Экологическую ситуацию в мире охарактеризуют как близкую к критической. К глобальным экологическим изменениям относят :

  • уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;
  • в значительной мере истреблен лесной покров;
  • стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
  • мировой океан истощается из-за уничтожения живых организмов и перестаёт быть регулятором природных процессов;
  • атмосфера загрязнена настолько, что чистый воздух становится дефицитом;
  • частично нарушен озоновый слой, защищающий все живое от космического излучения;
  • загрязнена поверхность и обезображены природные ландшафты.

Стала совершенно очевидной пагубность потребительского отношения общества к природе. Для человечества становится жизненно необходимым изменение отношения к природе. Эти отношения должны стать гармоничными. Необходимо совместное развитие биосферы и человечества. А для этого нужны новые знания и новая нравственность.

Эти новые знания представлены в ученый о ноосфере. Впервые термин «ноосфера» (букв. - сфера разума) использовал в 1927 г. французский исследователь Э. Леруа (1870-1954). В.И. Вернадский основные идеи учения о ноосфере начал разрабатывать и высказывать в начале XX в. Уже тогда им осмысливались возможности человеческого разума в глобальном преобразовании мира, перспективы влияния человека на природу, необходимость скорейшей гармонизации их взаимоотношений.

Ноосфера означает новый этап существования биосферы и всей планеты в целом, когда сознательная деятельность человека, разума становится не только решающим фактором эволюции биосферы, но одновременно и фактором ее сохранения. При этом общество выходит на уровень сознательного регулирования стихийного сейчас развития промышленности, адекватного вмешательства в природные процессы.

На этапе ноосферы потребности общества должны стать соизмеримы с возможностями гео- и биосферы. Расширение ноосферы будет означать наступление ноогенного периода в истории взаимодействия общества и природы.

В настоящее время важно хотя бы не ухудшать существующее состояние окружающей среды. Нужно не только любить природу, стремиться к сохранению окружающей среды, но и уметь делать это. Для этого необходимо обладать соответствующими знаниями и навыками, владеть экологическим образованием. Основные положения здесь таковы:

  • 1. Природа - не враг, а друг человека. С ней нужно не бороться, а постоянно заботиться о сохранении ее богатств. Охрана окружающей среды есть охрана самого человека.
  • 2. Необходимо отказаться от идеи о неисчерпаемости богатств природы.
  • 3. Требуется поддерживать и развивать различные совокупности животных, растений и микроорганизмов (биоценозы). Человек составляет с ними единую систему, связан различными круговоротами.

Таким образом, необходима система ограничений и запрещений в преобразующей активности людей.

Кроме названых выше угрожающих изменений в окружающей среде, достойной реакции на которые еще не найдено, человечеству предстоит найти ответы еще на две группы глобальных проблем.

Первая связана с необходимостью установить цивилизованные отношения между государствами. Здесь требуется устранить угрозу мировой войны и достигнуть справедливого мирового политического устройства. С этим связана необходимость установить справедливый экономический порядок: преодолеть или значительно сократить разрыв в благосостоянии стран Севера и Юга, Запада и Востока. Нерешенность указанных проблем порождает новые кризисные ситуации, в частности, необходимость борьбы с международным терроризмом.

Вторая группа связана с необходимостью установить гармонические отношения между обществом и личностью. Здесь требуется устранить демографические перекосы в различных странах, найти способы лечения широко распространенных болезней, покончить с абсолютной безграмотностью и недостаточной образованностью, которая недопустима в век сложнейшей техники и технологий. Глобальные проблемы образуют некую целостность, решение любой из них невозможно без решения других.

Приоритетные глобальные цели человечества определены (стратегия выживания ):

  • в политической сфере - уменьшение вероятности и в перспективе полное исключение военных конфликтов, предотвращение насилия в международных отношениях;
  • в экономической сфере - развитие и внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, переход на нетрадиционные источники энергии, развитие и повсеместное использование природоохранных технологий;
  • в социальной сфере - повышение уровня жизни, глобальные усилия по сохранению здоровья людей, создание мировой системы продовольственного обеспечения;
  • в духовной сфере - перестройка массового нравственного сознания в соответствии с сегодняшними реалиями.

Вопросы для повторения:

  • 1. Каково содержание понятия «природа»?
  • 2. В чем отличие естественной и искусственной окружающей среды?
  • 3. В чем смысл понятия «ноосфера»?
  • 4. Какие периоды взаимодействия общества и природы вам известны?
  • 5. Какие группы глобальных проблем вам известны?
  • 6. В чем состоит стратегия совместного выживания человечества?

Социальная философия изучает человека и общество. Но они неразрывно связаны с природой. Поэтому одним из первых шагов анализа общества является осмысление его отношений с природой, их многообразия, исторических типов.

Термин «природа» употребляется в нескольких значениях:

1) как синоним понятий «мир», «бытие», «вселенная», «материя»;

2) как сущность того или иного явления (например, природа болезни, электричества и др);

3) как относительно противостоящая обществу естественная среда.

В последнем случае природа - все то, что не является результатом труда человека.

В дальнейшем мы будем употреблять понятие «природа» именно в этом смысле – как совокупность естественных условий жизни человека и общества.

Проблема «природа и общество» сложна и многогранна. Она изучается многими науками. Наша задача – выявить философские аспекты взаимодействия общества и природы.

Материалистическая философия выделяет следующие аспекты взаимосвязей. Во-первых, генетическая связь, т.е. связь порождения. Человек и общество – результат эволюции природы. Процесс антропогенеза и социогенеза может осуществляться только при определенных природных условиях. Во-вторых, онтологическая связь т.е., связь существования. Природа – основа бытия человека и общества, источник необходимых для него продуктов, предметов, веществ. В третьих, гносеологическая, духовная связь, связь познания. Природа – предмет познавательной активности человека, а также условие его эмоционально-психологической стабильности.

Какая же сторона – природа или общество – является ведущей в их взаимодействии? Географический детерминизм - философское направление, сформировавшееся в XVIII веке в трудах Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, развитое в XIX веке Г. Боклем, Л.И. Мечниковым – утверждало, что ведущая роль принадлежит природе, ландшафту, климату, и т.д. Современный материализм считает, что при всей своей важности природные факторы не играют определяющей роли в историческом развитии, так как их воздействие на общество имеет опосредованный характер. Что, в каких объемах и с какими последствиями берет общество у природы, определяется развитием самого общества: уровнем развития производительных сил, характером производственных отношений, особенностями социально-политического устройства, состоянием культуры, законодательства и т.д. Например, уже в законах роста народонаселения проявляется ведущая роль социальных факторов. Так, уровень рождаемости в стране определяется не естественной способностью к деторождению, а уровнем развития экономики, культуры, образованности женского населения, состоянием медицинского обслуживания, национальными, религиозными, семейными традициями и др.

Опосредованная зависимость общества от природы ярко проявляется при анализе исторических этапов взаимодействия природы и общества.

I этап – присваивающий, когда слаборазвитое общество берет у природы главным образом готовые к употреблению предметы, вещества.

II этап – переход от присваивающей экономики к производящей, когда человечество начинает развивать скотоводство, земледелие, плавить металлы, развивать ремесла.

III этап – индустриальный – характеризуется переходом к массовому производству. Основной задачей науки и техники провозглашается господство человека над природой. Природа начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая, из которой человек может черпать без меры и счета.

Потребительская практика в отношениях общества и природы привела к возникновению в них дисгармонии. В середине XX века стал очевидным экологический кризис, создающий угрозу существованию самого человека как биологического вида: загрязнение воздуха, воды, почвы и т.д.; нехватка ресурсов (металлов, угля, нефти, газа, чистой воды и т.д.); исчезновение многих видов животных и растений; уничтожение лесов – «легких планеты»; глобальное потепление климата, озоновые дыры; ухудшение здоровья населения; деградация генофонда и т.п.

Истоки современного экологического кризиса: быстрый научно-технический прогресс; расточительное потребление природных ресурсов; экспоненциальный рост народонаселения; особенности сознания современного человека (его потребительская ориентация, вещизм), отношение к природе, растениям, животным как к созданным лишь для блага человечества.

Озабоченность экологией – характеристика массового сознания многих государств. Изменилось отношение к этой проблеме. Если 10 лет назад в состоянии экологии люди видели лишь угрозу самой природе и ее красоте, то сегодня - своему здоровью и благосостоянию. Успехи в экологической политике отдельных стран, например Германии, Голландии (переход к чистому производству, ресурсо- и энергосберегающим технологиям, частичной деиндустриализации тех секторов, которые нельзя сделать чистыми), не решают проблему в целом. Между тем, чужой природы нет. Природа едина, и она накануне катастрофы.

Человечество сегодня стоит на пороге нового этапа взаимодействия общества и природы, который связывают с понятием «ноосферы» (от греч. nous – разум) – сферы разума. Понятие, введенное в научный оборот Ле-Руа, активно использовалось Т. де Шарденом, получило материалистическое истолкование в работах В.И. Вернадского. Ноосфера – высшая ступень интеграции всех форм существования материи, результат человеческой деятельности, перестраивающей биосферу в интересах человека, берущего на себя ответственность за эволюцию биосферы в целом. Но это не власть над природой, подобная власти завоевателя над чужим народом, а коэволюция, параллельное развитие, переплетение, взаимодействие эволюции человека и всего живого. Иными словами, в концепции ноосферы воплощается идея необходимости разумной организации взаимодействия общества и природы в противоположность стихийному, хищническому отношению к ней.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Географическая среда; географический детерминизм; коэволюция; ноосфера; основные типы взаимодействия общества и природы; основные виды связей общества и природы; природа.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

7.3.1. Что такое коэволюция?

7.3.2. Что такое природа с точки зрения философии?

7.3.3. Кто ввел в научный оборот понятие «ноосфера»?

7.3.4. Как современная наука называет всю поверхность земли?

7.3.5. Какую роль играет природная, географическая среда в жизни и развитии общества с точки зрения географического детерминизма?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какой взгляд (диалектический или метафизический) содержится в следующем высказывании: «Мы привыкли человеческий мир отделять каменной стеной от мира природы. Это несправедливо...Природа и общество - две главы одного романа»?

2. Назовите основные аспекты взаимосвязей общества и природы.

3. Отражением какого социально-философского направления являются мнения: «Немецкие войска были разбиты не противником, а пространством» (А. Гарт), «...грязь, в которой застрял германский транспорт за линией фронта, спасла Москву» (Ф.С. Фуллер)?

4. Какая теоретическая модель построения общества выражена в утверждении: «Судьбы народов и стран записаны на географической карте - надо только уметь ее читать» (В. Кузен)?

5. Кому принадлежит высказывание: «Слишком расточительная природа ведет человека как ребенка на помочах. Она не делает его собственное развитие естественной необходимостью. Не область тропического климата, с его могучей растительностью, а умеренный пояс был родиной капитала»?

6. Что такое географический детерминизм?

(c) Aбракадабра.py:: При поддержке InvestOpen